Двигатель экономики
Фото: © РИА Новости/Артем Житенев
Интернет и связанные с ним рынки составляют всё больший эквивалент ВВП страны. Если в 2012 году эта величина была около одного процента, то по итогам 2015 года объём интернет-зависимых рынков составил уже 19% ВВП. Готов ли интернет-бизнес взять на себя ответственность не только за развитие технологий, но и за развитие цифровой экономики страны в целом?
По данным исследования "Экономика Рунета 2015—2016", проведённого Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), объём интернет-рынков (контент и сервисы) составил 1355,38 млрд руб., а объём рынка электронных платежей — 588 млрд руб., что суммарно эквивалентно 2,4% ВВП России. "Через пять-шесть лет интернет-экономика станет полноценной составляющей ВВП страны, — считает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко. — Исчезнет само противопоставление цифровой и традиционной экономик, а так успешно используемый нами в ежегодном исследовании "Экономики Рунета" термин "интернет-зависимые рынки" потеряет свой смысл, поскольку большая часть рынков и экономик будут к этому моменту интернет-зависимыми.
Самый крупный по объёму сегмент современной цифровой экономики в России — онлайн-ретейл, то есть продажи через интернет. По прогнозам РАЭК, это направление будет расти и впредь, к чему есть ряд объективных предпосылок. Так, "стаж" интернет-покупателей уже более шести лет, они стали более опытными, всё больше пользователей имеют опыт покупки и оплаты товаров в Интернете: безналичными способами оплаты в Интернете пользовались 69%. Кроме того, доступ в Интернет стал круглосуточным и повсеместным, а доставка стала быстрее, надёжнее и дешевле, вследствие чего офлайновые магазины закрываются или существенно сокращают ассортимент.
Эксперты отмечают постепенный рост качества и скорости доставки как вследствие вложений в логистику частных игроков, так и усовершенствования Почты России. Так, в 2015 году почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 году, и в 4,5 раза больше, чем в 2013-м.
Это в первую очередь связано с дальнейшим развитием доступа к Интернету, увеличением мобильного трафика, изменением покупательских практик в сфере онлайн-торговли. "Например, у многих лидеров Рунета доля заказов с мобильных устройств приближается к 50%, в некоторых товарных категориях — до 70%, — отметил Сергей Плуготаренко. — Прогноз на 2016 год также оптимистичный и составляет порядка 20%".
Всего в исследовании РАЭК было задействовано несколько сегментов электронной коммерции в России. И вот результаты: доход онлайн-ретейла составил 598 млрд руб. (прирост по сравнению с прошлым годом — 26%), электронные платежи — 588 млрд руб. (прирост 23,5%, до конца года прогнозируется увеличение ещё на 16,6%), онлайн-тревел — 315,3 млрд руб., прочее — 147,20 млрд (30%).