Больным сифилисом и любителям выпить запретят работать на речном транспорте
Фото: © РИА Новости/Константин Чалабов
Минздрав опубликовал проект нового перечня заболеваний, при которых запрещается работа на внутренних водных путях. Началось общественное обсуждение документа, которое продлится до конца месяца.
Перечень заболеваний, при которых нельзя находиться на речном судне в составе экипажа, расширился вдвое: было 29 пунктов — стало 49. Туда добавились различные психические расстройства и расстройства поведения: шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, расстройства настроения.
Также разработчики указали: путь на суда будет закрыт всем, кто связан с употреблением психоактивных веществ (кроме никотина) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией. К ним относятся все виды наркотиков и алкоголь.
Сейчас, к сожалению, бывают случаи, когда капитан или другие члены экипажа выходят на рейс в пьяном виде, говорят эксперты.
— Традиция выпивать сохранилась у старых капитанов. Человек везёт 100 человек в пьяном состоянии. Ответственность за это до сих пор минимальная, — рассказал президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов.
Сегодня за управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф в 1500—2000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет (п. 1 ст. 11.9. КоАП РФ).
Конечно, новые правила не ужесточат наказание за пьянство за штурвалом, но закроют дорогу тем, кто стоит за учёте у нарколога.
Также новый документ запрещает служить на корабле больным сифилисом и другими венерическими заболеваниями. Включили в список и некоторые кожные недуги — экзему и псориаз.
Медики подтвердили, что с такими заболеваниями действительно не стоит работать на судне.
— Венерические заболевания в стадии обострения могут вызывать различные воспаления, болевые ощущения, это может сопровождаться подъёмом температуры, — рассказал Лайфу врач-дерматовенеролог Максим Максимов. — У человека это может вызывать как психический, так и физический дискомфорт. Судно на воде — это объект повышенной опасности. Поэтому нездоровый экипаж — это всегда риск.
В то же время в отрасли опасаются, что новые правила усугубят проблему с нехваткой кадров.
— Ужесточение требований может привести к тому, что работать в сфере речного транспорта будет совсем некому, — сказал генеральный директор ОАО "Московское речное пароходство" Константин Анисимов. — И так количество заинтересованных получить эту профессию всё меньше год от года. Речной транспорт становится всё менее популярным, сокращается количество учебных заведений, судов, объёмы грузоперевозок, пассажиропоток. Речной транспорт не в состоянии конкурировать по грузоперевозкам с железными дорогами, количество и протяжённость которых растёт.
Как рассказали Лайфу в пресс-службе Минздрава, новый перечень заболеваний, при наличии которых нельзя работать на судах внутреннего плавания, разработан в целях реализации абзаца 2 части 2 статьи 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Там сказано, что на речной флот не допускаются те, "кто подвергся административному наказанию за употребление алкоголя и наркотиков".
Эксперты отрасли сообщили Лайфу, что до 2012 года приём на работу речников регулировался приказом N 511 "Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства" от 6 сентября 1989 года. Несмотря на то что этот документ был упразднён приказом N 587 Минздрава РФ от 7 ноября 2012 года, им всё равно так или иначе руководствовались при приёме на работу сотрудников речного флота.