Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 октября 2016, 16:30

Фильм от Армении не пускают на "Оскар": заговор или обман?

Лайф объясняет, что случилось с армянской заявкой на "Оскар", фильмом Сарика Андреасяна "Землетрясение", и по какой причине его хотят дисквалифицировать.

Фото: © kinopoisk.ru

Фото: © kinopoisk.ru

Что случилось?

Фильм Сарика Андреасяна "Землетрясение" выдвинули на "Оскар" от Армении. Но Американская киноакадемия отказалась принимать заявку. Претензия состоит в следующем: над фильмом больше работали граждане России, чем Армении, то есть картина является скорее российской, нежели армянской. 

Так кто снимал "Землетрясение", армянин или россиянин?

Это фильм-катастрофа режиссёра Сарика Андреасяна, родившегося в Армении. Он же снимал фильмы "Что творят мужчины", "Мафия: Игра на выживание" и так далее.

То есть этот фильм армянский?

Не совсем. Он создан в копродукции. Это некрасивое слово означает, что компании из двух стран приняли участие в создании картины. В данном случае это Россия и Армения.

Съёмки проходили и в Армении, и в России. Актёры тоже разного гражданства: исполнитель главной роли Константин Лавроненко, например, россиянин, а второго титульного персонажа сыграл армянин Виктор Степанян. Кроме того, в фильме занят и французский актёр Себастьян Сисак.

— В нашем фильме показано советское прошлое, когда мы были единым народом, в ликвидации последствий трагедии участвовали буквально все национальности. Мы не можем показать, что там были только армяне! В фильме есть русские, украинцы, грузины, даже есть французский актёр, который говорит по-французски. Мы показываем реальную историю такой, какой она была, — рассказывает Гевонд Андреасян, продюсер кинокомпании "Большое кино".

Но при этом создатели утверждают, что фильм на 90% создан именно людьми с гражданством Армении. При этом у генерального продюсера Рубена Дишдишяна — двойное гражданство России и Армении.

Разве за это можно не принимать фильм на "Оскар"?

Порядок 89-й церемонии вручения "Оскаров" опубликован на сайте академии. В правиле 13, пункте B, подпункте 5, указано следующее: "Страна-отправитель должна удостовериться, что креативный контроль над созданием кинофильма был в значительной степени в руках граждан или жителей этой страны".

Иначе говоря, национальный оскаровский комитет должен доказать, что фильм, который он подаёт, сделан именно в той стране, которая посылает заявку на "Оскар". Делается это, видимо, для того, чтобы государства не выбирали чужие фильмы. При этом никаких формальных критериев принадлежности фильма к конкретной стране нет. Все конфликты академия разрешает в закрытом режиме. 

О том же говорит и Гевонд Андреасян: 

— У оскаровского комитета нет такого положения в правилах, по которому бы требовалось определённое процентное соотношение граждан. Есть только один пункт: творческий контроль над фильмом должен быть у страны-отправителя. Нам кажется, что это очень двойственное определение. Если Министерство культуры Армении и армянский оскаровский совет выдвигают фильм на соискание премии, наверное, у них был творческий контроль? Генеральный продюсер является гражданином Армении. Думаете, он ничего не контролировал? Это очень расплывчатая формулировка. Согласитесь, что с такой формулировкой можно отказать в выдвижении практически любому фильму. Но если именно Армения отправила ленту, значит, армяне контролировали процесс, значит, кинематографисты этой страны знают, что это за фильм. 

А конфликты случались? 

Да, и немало. По факту совершенно непонятно, как конкретно академия трактует это правило. 

Например, фильм россиянина Павла Чухрая "Водитель для Веры", который выдвигался от Украины в 2004 году, тоже не был включён в лонг-лист по невнятным причинам.

Происходило такое и в странах Нового Света. В 1992 году безвестный ныне фильм "Место в мире" выдвинул Уругвай, и его даже успели номинировать, то есть включить в шорт-лист. Но после этого неожиданно оказалось, что фильм целиком сделан в Аргентине, и тогда фильм дисквалифицировали. На странице фильма в базе данных "Оскара" до сих пор есть унизительная приписка: "Примечание: это не официальная номинация".

При этом другие фильмы академия допускает до участия без вопросов. Например, в 2015 году Эстония представила фильм "Мандарины", снятый преимущественно грузинской группой в Грузии на русском, грузинском и эстонском языках.

А в 2007 году Казахстан представил картину "Монгол" режиссёра Сергея Бодрова — старшего, где главную роль сыграл японец Таданобу Асано. Казахстанскими там были только каскадёры, один сопродюсер и обслуживающий персонал.

Оба этих фильма в итоге вошли не только в лонг-лист "Оскара", но даже в шорт-лист, то есть получили номинацию. Для Казахстана, кстати, это была единственная номинация в истории страны.

Как сложно. И что теперь будут делать авторы "Землетрясения"?

Сейчас они отправили в академию новый пакет документов, в том числе и сканы паспортов всех граждан Армении из съёмочной группы.

— Получив письмо от "Оскара", мы отправили документы, доказывающие, что их формулировка некорректна и неверна, — говорит Гевонд Андреасян. — Фильм снят в копродукции с армянским центром кино. Эта организация является подразделением Министерства культуры Армении. От них есть письмо о том, что они контролировали весь съёмочный процесс от начала до конца. Также мы имеем поддержку Министерства культуры Армении.

Все те, у кого есть армянское гражданство, — а в съёмочной группе подавляющее большинство — армяне — отправили сканы своих паспортов. Надеемся, что этого будет достаточно
Гевонд Андреасян, продюсер кинокомпании "Большое кино"

Информацию Гевонда подтвердил в разговоре с Лайфом Раффи Мовсисян, главный секретарь Национальной киноакадемии Армении. Все документы будут опубликованы сегодня или завтра на сайте киноакадемии, вне зависимости от вердикта американской стороны.

Лайф запросил комментарий Американской киноакадемии, но не получил его на момент публикации.

Так это в итоге американский заговор или армянский обман?

Каждый фигурант заявил Лайфу, что в происходящем, возможно, есть некая политическая подоплёка. Мол, возможно, американцы действительно увидели русский след в фильме и поэтому решили, что армянский фильм не такой уж и армянский. Или просто в академии решили точно следовать правилам, которые они же сами сформулировали слишком расплывчато. Но в номинации за лучший иностранный фильм случаев, когда фильм заворачивали по политическим причинам, не случалось до сих пор. Так что подозрения в адрес американских академиков в заговоре против русских или армян вызывают сомнения и выглядят как излишняя тяга к конспирологии.

С другой стороны, в действиях кинематографистов действительно не видно состава преступления. Последние их действия это только подтверждают: шутка ли, отправить в США копии армянских паспортов всех людей из съёмочной группы. Да и картины с таким бюджетом, как у "Землетрясения", в Армении выпускают очень редко. Поэтому понятно рвение национального оскаровского комитета отправить именно этот фильм. 

Скорее всего, этот конфликт не является ни заговором, ни обманом. Впрочем, стоит подождать ответа Американской академии, который, по словам Гевонда Андреасяна, должен прийти уже на выходных.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar