Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 октября 2016, 13:01

Диванные войска на защите России

Социолог Роман Романов — о том, почему критики "Шарли эбдо" являются самыми ярыми поклонниками Запада.

Коллаж: © L!FE. Фото: © Everett Collection/EAST NEWS

Коллаж: © L!FE. Фото: © Everett Collection/EAST NEWS

Снова российская политическая тусовка читает "Шарли эбдо". И снова оскорблена. Снова забегали какие-то консервативные блогеры и возмущённые общественники.

Для маргинального листка такое внимание топовой иностранной аудитории очень ценно. На месте редакции "Шарли эбдо" я бы давно уже организовал российский филиал и продавал нативную рекламу для захлёбывающихся слюной.

Выскажусь на языке, понятном возмущённой общественности. Внимание, которое вы оказываете третьестепенной французской газете — и есть то самое "низкопоклонство перед Западом", против которого вы выступаете. Очень смешно выглядит: отстаивать идею российского величия и реагировать при этом на каждый выпуск, раздающийся с того самого Запада. Можно ещё надписи на стенах туалетов читать. Не замечал, чтобы американские или европейские политики реагировали на газету "Завтра", например.

Несомненно, "Шарли эбдо" оскорбляет РПЦ. Конечно же, они издеваются. Такая работа, такой стиль. Но единственная адекватная реакция на подобного рода выходки со стороны больших и серьёзных структур — не замечать. Если уж совсем не нравится, пусть выскажутся какие-нибудь отечественные карикатуристы, которым помогут с пиаром.

Вообще, тут в России в последние годы у некоторых отросла какая-то невероятных размеров чувствительность, которая распухла и чешется. Невозможно пройти, чтобы кого-то не оскорбить — не тех, так этих. Возмущённые религиозные фанатики, возмущённые женщины, возмущённые меньшинства, возмущённое большинство. Все ужасно возмущены. Просто не Россия, а Angry Birds.

У меня есть гипотеза. Это исключительно виртуальное возмущение, диванный активизм, выстраивание возмущающего контура внешних событий, чтобы не замечать ужаса повседневности. Если мы откроем ленты новостей и криминальные хроники, то увидим там вещи покруче не только любого "Шарли эбдо", но и Тарантино и Гая Ричи. На уровне Джорджа Ромеро и "Ночи живых мертвецов" мы увидим вещи.

Я позволю себе процитировать несколько новостных заголовков из моего родного Петербурга за три последних дня.

  1. Двое мошенников под предлогом обналичивания средств со счёта подменили пенсионерке деньги на купюры "банка приколов".
  2. В Петергофе пожилая мошенница в платке "сняла порчу" с 73-летней бабушки на 300 тысяч рублей.
  3. В Подпорожье 18-летний молодчик с шилом отнял у 11-летней девочки мобильный телефон.
  4. В Петербурге мужчина до смерти избил свою пожилую мать во время совместной пьянки.
  5. Автоледи пойдёт под суд за смертельный наезд на 93-летнюю старушку на Институтском.
  6. В Петербурге 88-летняя старушка отдала мошенникам 180 тысяч рублей, чтобы спасти внука от "тюрьмы" за "смертельное ДТП".
  7. В Кронштадте задержали 51-летнего извращенца, который платил 10-летней девочке за "свидания".
  8. В Петербурге будут судить мужчину, который зарезал пожилых супругов, завернул тела в ковёр и скрылся с места преступления.
  9. В Ленобласти мужчина заживо сжёг себя в дачном домике.
  10. В Купчино женщина выбросила пожилую мать в окно.
  11. После пьяного застолья в квартире в "Вартемягах" нашли тело заколотого 37-летнего мужчины.

Я понимаю, что это скучная бытовуха, и единственное, что в процитированных заголовках может зацепить возмущающуюся "Шарли эбдо" и событиями в Гондурасе публику — уродское слово "автоледи". Но когда я читаю вот это, а потом прихожу в "Фейсбук" и вижу, как люди мечут громы и молнии по поводу очередного события "где-то там", то вспоминаю историю Китти Дженовезе.

Это известнейший случай, вошедший в учебники по социальной психологии, когда в 1964 году 28-летнюю женщину Китти Дженовезе грабили, насиловали и убивали на глазах около десятка свидетелей, а двое из них видели ножевые удары. Никто не только не помог, но и не вызвал полицию вовремя. Эту историю исследовали, о ней написали книги, сняли фильмы. Именно после неё возникли первые "соседские дозоры".

Таких Китти Дженовезе на наших улицах и в нашей жизни полным-полно. Но мы все слишком заняты разоблачением "Шарли эбдо", борьбой за традиционные и нетрадиционные ценности, права мужчин и женщин, запреты и разрешения выставок. До помощи ли ближнему — пост в "Фейсбуке" не написан, виртуальный окоп остывает. Плеер в уши — и помчался на войну. Мчится обыватель на метро, мчится депутат на служебной машине. Диванная война не ждёт. Гондурас нужно расчёсывать.

И дело не только в бытовом равнодушии. Дело в диванном активизме (в английском для этого используется термин slacktivism — соединение слов "бездельник" и "активизм"). Виртуальная поза создаёт для нас моральные оправдания, чтобы быть безразличными, агрессивными, домашними тиранами, авторитарными начальниками и т.п. Продекларировал громко: "Я за свободу!" — и можно и на головы сотрудников поплевать. Вот в чём проблема.

А в это время ваш сосед выбрасывает из окна пожилую мать, сосед по даче сжигает себя в бане, а в вашем дворе восемнадцатилетний подонок приставляет шило к одиннадцатилетке.

Всем хорошего дня!

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar