«Калашников» станет одежным брендом
Производитель автоматов «Калашников» компания «Ижмаш» планирует продавать под маркой самого популярного оружия в мире дорогую одежду.
Об этом рассказал гендиректор компании Максим Кузюк. Его компания намерена заняться консолидацией бренда, которым сейчас, по словам, управляют неэффективно. Сделка по покупке эксклюзивных прав на использование бренда «Калашников» «Ижмашем» намечена на конец лета.
На данный момент права на бренд «Калашникова» принадлежат семье известного конструктора – они давно лицензируют производство непрофильных товаров под легендарным именем. С 1995 года «Глазовский ликероводочный завод» производит водку «Калашников».
У немецкой компании MMI есть права на выпуск часов, зонтов и прочих товаров повседневного потребления под именем конструктора. Российская компания Rinzo продает игрушечные автоматы Калашникова, собранные на китайских заводах. В 2006 году «АвтоВАЗ» даже планировал разработать под брендом «Калашникова» внедорожник, но проект не был реализован.
Глава НПО «Ижмаш» Максим Кузюк отмечает, что подобное непрофессиональное управление известным именем вредит бренду. «НПО "Ижмаш"» сейчас ведет переговоры с Михаилом Тимофеевичем Калашниковым по поводу оказания услуг профессионального управления брендом, – говорит Кузюк. – Для реализации этого необходимо, чтобы «Ижмаш» эксклюзивно представлял бренд «Калашников» и имел возможность определять политику его использования».
Он также уточнил, что после консолидации эксклюзивных прав на «Калашникова» «Ижмаш» планирует выпускать под брендом «Калашникова» любую продукцию - начиная от одежды и заканчивая сувенирами. «Бренд определяется продукцией и тем, как она реализуется. Атрибуты бренда «Калашников» – надежность, технологичность, безотказность – могут быть применены для целого ряда высокотехнологичной продукции», – сказал Кузюк. При этом он отметил, что продукция ни в коем случае не должна быть простой и дешевой. Сейчас с потенциальными партнерами ведутся переговоры.
Брендологи оценивают потенциальную стоимость имени Калашникова весьма высоко - на уровне таких брендов, как Apple. «Реальная стоимость этого бренда находится в районе $10 млрд, а потенциальная может вырастать до $100 - 150 млрд. Для сравнения «Билайн» стоит около 5 миллиардов», – говорит Александр Еременко, управляющий партнер BrandLab.
При этом он подчеркнул, что на сегодняшний день у имени «Калашникова» очень высокая узнаваемость, но нет бизнеса, а потенциальная стоимость бренда складывается исходя из финансовых результатов. «Учитывая, какое количество в мире существует подделок или просто нелицензионного изготовления «Калашникова», то здесь «Ижмаш» теряет большие доходы», – констатирует Еременко.
Но, чтобы развивать непрофильные направления, потребуются значительные инвестиции. По мнению главы агентства Brandolog Полины Шершневой, в случае запуска торговой марки «Калашников» в сфере фэшен-индустрии, стоимость торговой марки будет гораздо ниже, чем в оружейном сегменте.
«Важно понимать, что, пока торговая марка «Калашников» в новой сфере превратится в настоящий бренд, пройдет время. И успех торговой марки будет в первую очередь зависеть от масштабов распространения изделий, их качества, и дизайна и, главное, от объемов рекламы. Стоимость выведения марки на локальный рынок может измеряться парой миллионов долларов, а на мировой рынок – сотней миллионов долларов», – считает Шершнева.
По мнению аналитиков, «Калашникова» вряд ли ждет большой успех на рынке одежды. «В России большей популярностью пользуются бренды с иностранными корнями, и «Калашников», несмотря на свою известность, вряд ли будет означать для покупателя статусность, качество кроя или материалов», – рассуждает Антон Сафронов, аналитик «Инвесткафе». – Максимум, чего удастся добиться, так это спрос в узкоспециализированном сегменте одежды для активного отдыха: охота, рыбалка, хайкинг и т. д.».