Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
25 октября 2016, 07:30

Военные автомобили могут освободить от требований по безопасности

Помимо боевой техники в армии довольно много колёсной техники, которая передвигается по дорогам общего пользования.

Фото: © РИА Новости / Илья Питалев

Фото: © РИА Новости / Илья Питалев

Как установил Лайф, на автомобили, поставляемые в Вооружённые силы России, не будут распространяться требования безопасности, обязательные для легковых и грузовых автомобилей: наличие антиблокировочной системы тормозов, подушек безопасности и энергопоглощающих зон деформации при ДТП, экологических стандартов (сейчас "Евро-5" — для легковых и "Евро-4" — для грузовой техники) и прочего. Речь идёт о колёсной технике двойного назначения, которую выпускают российские заводы "Группы ГАЗ", КамАЗ и Sollers (владеет брендом УАЗ).

Соответствующие поправки содержатся в проекте изменений техрегламента Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств", с которым ознакомился Лайф. В проекте сказано, что военная техника Минобороны России полностью исключается из-под действия регламента. Кроме того, не коснутся единые правила машин, переданных из вооружённых сил для ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Техрегламент "О безопасности колёсных ТС" вступил в силу с 1 января 2015 года. Он содержит основополагающие требования по безопасности для автомобильной техники, передвигающейся по дорогам Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Белоруссии, России, Казахстана, Армении, Киргизии.

— В данный момент идёт общественное обсуждение внесения изменений в техрегламент. Каждый подобный проект изменений проходит несколько этапов, в том числе внутригосударственное согласование. Власти каждой из пяти стран, входящих в союз, обсуждают между своими ведомствами и предлагают изменения и замечания. Из них формируется итоговый пакет поправок, который будет рассмотрен на итоговом обсуждении, — рассказал Лайфу Сергей Цыпленков, замначальника пресс-службы Евразийской экономической комиссии.

Источник Лайфа в правительстве утверждает, что военная техника изначально по ошибке была внесена в зону юридического действия техрегламента. По его словам, исторически в России к военной технике никогда не предъявлялись общие требования по экологии или безопасности в современном понимании. Главная задача этих автомобилей — выживаемость на бездорожье, ремонтопригодность и дешевизна. В последнем случае это главное требование, которое Минобороны РФ жёстко ставит заводам-производителям при закупках. Автокомпаниям, конечно, выгоднее продавать более укомплектованный и технически сложный автомобиль, но терять такого статусного и крупного заказчика они не готовы, в связи с чем и потребовались изменения.Фото: © Wikipedia.org

— К примеру, сейчас, если соблюдать техрегламент, то УАЗ обязан поставлять в армию "Патриоты" с мотором экологического класса не ниже "Евро-4" и антиблокировочной системой тормозов. А чем дальше будет, тем больше, потому что регламент не статичный документ, он постоянно дорабатывается под требования времени. Всё это сильно увеличивает стоимость военных автомобилей. К примеру, даже нынешний командирский "Патриот" — это голая машина по меркам потребителя, но со специфическими опциями типа стоек для оружия, розеток для рации и автономного подогревателя. Эти доработки и без ABS увеличивают стоимость автомобиля. Вдобавок военным машинам не нужен экологичный мотор со сложной топливной аппаратурой. Не могу сказать, что сейчас в армию поставляются безопасные в привычном понимании машины, но ведь по городам они и не передвигаются. Соответственно, производители в части армейской техники не будут гнаться за прогрессом по части комфорта или краш-теста, а будут чётко выполнять техзадание заказчика, — объяснил собеседник.

Фото: © РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Представители Минобороны РФ на запросы Лайфа не смогли ответить оперативно. Автопроизводители в комментарии отказали, сославшись на гостайну.

Сейчас экологическому стандарту "Евро-3" и выше соответствует некоторая грузовая техника, закупаемая по оборонзаказу. Например, некоторые грузовики на шасси "Урал" комплектуются моторами производства Ярославского моторного завода, экологический класс которого не ниже "Евро-3". Предприятие из Миасса предлагает военным и гражданским клиентам два разных шасси на выбор с шестью или восемью ведущими колёсами.

Грузовики КамАЗ, несмотря на своё армейское предназначение, даже более экологичны: комплектуются моторами с экологическим классом не ниже "Евро-4", в отдельных случаях не ниже "Евро-5". Однако как ГАЗовские, так и КамАзовские грузовики вместе с военными надстройками могут не проходить по требованию предельной нагрузки на ось, что отрицательно сказывается на дорожном полотне.

Фото: © РИА Новости / Михаил Воскресенский

Главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко убеждён, что исключение военной техники из техрегламента не сделает военные автомобили небезопасными.

— По требованиям военной приёмки все армейские автомобили обязательно должны быть оснащены защитой от электромагнитного импульса. В остальном легковые машины для вооружённых сил не слишком отличаются от гражданских. Вопреки распространённому мнению, бронированные автомобили — это исключительно военный вариант для перевозки людей в условиях боевых действий, — заключил Коротченко.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar