Военные автомобили могут освободить от требований по безопасности
Помимо боевой техники в армии довольно много колёсной техники, которая передвигается по дорогам общего пользования.
Как установил Лайф, на автомобили, поставляемые в Вооружённые силы России, не будут распространяться требования безопасности, обязательные для легковых и грузовых автомобилей: наличие антиблокировочной системы тормозов, подушек безопасности и энергопоглощающих зон деформации при ДТП, экологических стандартов (сейчас "Евро-5" — для легковых и "Евро-4" — для грузовой техники) и прочего. Речь идёт о колёсной технике двойного назначения, которую выпускают российские заводы "Группы ГАЗ", КамАЗ и Sollers (владеет брендом УАЗ).
Соответствующие поправки содержатся в проекте изменений техрегламента Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств", с которым ознакомился Лайф. В проекте сказано, что военная техника Минобороны России полностью исключается из-под действия регламента. Кроме того, не коснутся единые правила машин, переданных из вооружённых сил для ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Техрегламент "О безопасности колёсных ТС" вступил в силу с 1 января 2015 года. Он содержит основополагающие требования по безопасности для автомобильной техники, передвигающейся по дорогам Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Белоруссии, России, Казахстана, Армении, Киргизии.
— В данный момент идёт общественное обсуждение внесения изменений в техрегламент. Каждый подобный проект изменений проходит несколько этапов, в том числе внутригосударственное согласование. Власти каждой из пяти стран, входящих в союз, обсуждают между своими ведомствами и предлагают изменения и замечания. Из них формируется итоговый пакет поправок, который будет рассмотрен на итоговом обсуждении, — рассказал Лайфу Сергей Цыпленков, замначальника пресс-службы Евразийской экономической комиссии.
Источник Лайфа в правительстве утверждает, что военная техника изначально по ошибке была внесена в зону юридического действия техрегламента. По его словам, исторически в России к военной технике никогда не предъявлялись общие требования по экологии или безопасности в современном понимании. Главная задача этих автомобилей — выживаемость на бездорожье, ремонтопригодность и дешевизна. В последнем случае это главное требование, которое Минобороны РФ жёстко ставит заводам-производителям при закупках. Автокомпаниям, конечно, выгоднее продавать более укомплектованный и технически сложный автомобиль, но терять такого статусного и крупного заказчика они не готовы, в связи с чем и потребовались изменения.
— К примеру, сейчас, если соблюдать техрегламент, то УАЗ обязан поставлять в армию "Патриоты" с мотором экологического класса не ниже "Евро-4" и антиблокировочной системой тормозов. А чем дальше будет, тем больше, потому что регламент не статичный документ, он постоянно дорабатывается под требования времени. Всё это сильно увеличивает стоимость военных автомобилей. К примеру, даже нынешний командирский "Патриот" — это голая машина по меркам потребителя, но со специфическими опциями типа стоек для оружия, розеток для рации и автономного подогревателя. Эти доработки и без ABS увеличивают стоимость автомобиля. Вдобавок военным машинам не нужен экологичный мотор со сложной топливной аппаратурой. Не могу сказать, что сейчас в армию поставляются безопасные в привычном понимании машины, но ведь по городам они и не передвигаются. Соответственно, производители в части армейской техники не будут гнаться за прогрессом по части комфорта или краш-теста, а будут чётко выполнять техзадание заказчика, — объяснил собеседник.
Представители Минобороны РФ на запросы Лайфа не смогли ответить оперативно. Автопроизводители в комментарии отказали, сославшись на гостайну.
Сейчас экологическому стандарту "Евро-3" и выше соответствует некоторая грузовая техника, закупаемая по оборонзаказу. Например, некоторые грузовики на шасси "Урал" комплектуются моторами производства Ярославского моторного завода, экологический класс которого не ниже "Евро-3". Предприятие из Миасса предлагает военным и гражданским клиентам два разных шасси на выбор с шестью или восемью ведущими колёсами.
Грузовики КамАЗ, несмотря на своё армейское предназначение, даже более экологичны: комплектуются моторами с экологическим классом не ниже "Евро-4", в отдельных случаях не ниже "Евро-5". Однако как ГАЗовские, так и КамАзовские грузовики вместе с военными надстройками могут не проходить по требованию предельной нагрузки на ось, что отрицательно сказывается на дорожном полотне.
Главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко убеждён, что исключение военной техники из техрегламента не сделает военные автомобили небезопасными.
— По требованиям военной приёмки все армейские автомобили обязательно должны быть оснащены защитой от электромагнитного импульса. В остальном легковые машины для вооружённых сил не слишком отличаются от гражданских. Вопреки распространённому мнению, бронированные автомобили — это исключительно военный вариант для перевозки людей в условиях боевых действий, — заключил Коротченко.