Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 октября 2016, 10:00

Без порно, но задорно. Обзор PlayStation VR

Наконец состоялась мировая премьера PlayStation VR, шлема виртуальной реальности для консоли PlayStation 4, и Лайфу предложили протестировать чудо инженерной мысли. Итак, каково это — пилотировать гигантских роботов движениями головы, стрелять по кровожадным клоунам и сидеть за баранкой дорогущих цифровых спорткаров?

Фото: © until-dawn.wikia.com

Каждые несколько лет мир сотрясает мода на какую-нибудь инновацию. Недавно все вокруг трубили о 3D-технологиях, их влиянии на индустрию развлечений, на кино и видеоигры. Теперь вниманием планеты завладела виртуальная реальность — мечта фантастов, ставшая явью силами талантливых программистов и ушлых маркетологов. К гонке вооружений подключились разные компании, и самые прыткие из них (Oculus и HTC) уже успели выпустить свои детища в свободную продажу полгода назад.

Sony же решила не спешить. Сделав ставку на удобство пользования, щадящий ценник и узнаваемость бренда, компания отправила свой VR-шлем в продажу "всего лишь" 13 октября. Учитывая полностью распроданный первый тираж, не зря. Но помогла ли подобная неторопливость гаджету или с полок смели откровенно сырой продукт?

Дивный новый мир

Первое погружение незабываемо. Наблюдая за истерией со стороны, листая полные радости отзывы и крики о прогрессе, сложно не поддаться цинизму: действительно ли всё так чудесно или же энтузиасты просто-напросто приукрашивают красоты виртуального мира? На дворе всего лишь 2016-й, а послушать людей, они будто вышли из Матрицы и до сих пор не могут отличить суровую реальность от цифровой выдумки. Подключая с десяток различных проводов к PlayStation 4, скачивая ряд неприлично увесистых игр и барабаня пальцами по столу в предвкушении, морально готовишься к разочарованию века.

Но стоит напялить девайс на полную скептических дум голову и включить, скажем, Driveсlub, как сомнения рассеиваются, освобождая место для восторгов. "Будущее наступило, и оно действительно прекрасно".

По крайней мере, именно такая мысль возникает сразу после первого, беглого знакомства с PlayStation VR. Хрупкий и громоздкий на вид шлем в действительности оказывается дверью в иной мир — кто бы мог подумать. Вот ты сидишь перед телевизором в окружении проводов, мебели, кровати, осторожно сдвигаешь "шляпу" на глаза — и взору открывается роскошное авто на фоне манящего закатного солнца. Или страшный туннель с заляпанными кровью стенами и выпрыгивающими из-за угла страхолюдинами. Или ещё что поярче, зависит от игры.

Эффект неописуемый: иллюзия столь правдоподобна, что мозг без проблем начинает реагировать на подделку, не замечая подвоха. Хочется вытянуть руку, прикоснуться к ручке двери, плюхнуться в кресло, крутануть руль по часовой… но, увы, здесь так не работает. Знакомое по стрип-клубам правило "смотри, но не трогай" охлаждает пыл: управлять движениями и взаимодействовать с нарисованным окружением надо исключительно с помощью джойпада или контроллера PlayStation Move. Хотите чего-то большего — подождите ещё с пяток лет.

Но даже с таким, казалось бы, жёстким ограничением VR не на шутку затягивает. Особенно здорово технология уживается с хоррорами — после сеанса в Until Dawn: Rush of Blood так и тянет проверять стул под собой. Так, на всякий случай, вдруг вспотел. А какие там американские горки — внутри всё так и сжимается, когда вагонетка начинает скоростной спуск в бездну под аккомпанемент зловещего хохота.

Всё это вкупе с доступностью и удобством (запустить девайс сможет и ребёнок) создаёт ещё одну столь приятную сердцу иллюзию: что у Sony всё получилось. К сожалению, со временем восприятие новинки меняется. Стоит немного привыкнуть к происходящему, как на глаза начинают попадаться недостатки — сначала мелкие помарки, а потом и вопиющие промахи. Последних, увы, больше.

Тысяча и одно "но"

Глобальных проблем у PlayStation VR ровно три: каталог игр, реакция организма на долгие сеансы и техническая реализация. Из них сложно выделить что-то одно, ведь все в одинаковой степени портят впечатление от амбициозного гаджета.

Хуже всего дела обстоят с контентом. Какой смысл покупать шлем за 35 тысяч рублей, если к нему так и не выпустили по-настоящему интересных, уникальных произведений, ради которых действительно стоит расчехлить кошелёк? Шутка ли: из десятка представленных Лайфу проектов по-настоящему запоминаются и восхищают только два: Driveclub и Rush of Blood. Там и эффект погружения, и неплохая картинка, и, когда сидишь за ними, действительно ощущается, что авторы выложились на полную, представив максимально качественный продукт. А вот остальное кажется какой-то бессмысленной шелухой с кусачими ценниками или же откровенным мусором, о котором забудут через день после релиза.

Итак, в наличии... Симулятор футболиста за 1300 рублей, где надо только мячи головой отбивать и уповать на интригующий сюжет и сеттинг. Абсолютно сломанный из-за невозможности облокачиваться на стол бильярд. Какие-то инди-боевики с навязчивыми (но совершенно бесполезными и не шибко впечатляющими) 3D-эффектами. HD-ремейк гениальной Rez с парой действительно поразительных эффектов. Интерактивное кинцо класса "Б", вызывающее ассоциации с FMV-адом 90-х. Примитивные (но сравнительно красивые) космические боевики. Неужели Sony вознамерилась повторить "успех" Sega CD или Virtual Boy? Точно не знаем, но практически вся существующая на данный момент подборка для PS VR неоднозначна.

Даже если включить режим подслеповатого оптимиста и сослаться на вечно актуальное "потом ещё шедевров настругают", впереди ждёт другое препятствие: уже через час-полтора после начала сеанса от игр в прямом смысле начинает тошнить. Сложно сказать, чем вызван подобный эффект. Возможно, мозг ощущает поддельность окружающей действительности, паникует и посылает тревожные сигналы. Или же опасность подстерегает только геймеров со слабым вестибулярным аппаратом. В любом случае у определённого процента аудитории долго и счастливо играть в VR не выйдет при всём желании.

Особенно сильно мутит от экшенов вроде Rigs и Battlezone: там надо передвигаться самостоятельно (не кататься в вагонетке, как в Rush of Blood), и уже через некоторое время пользователю придётся выбирать: либо периодически делать паузу и переводить дух, либо ставить перед собой ведёрко и не стесняться. Занятно, но не менее острое желание "излить душу" вызывает хоррор "Что скрывает тьма". Не потому, что мерзкий или особо страшный, но из-за того, что первая сцена происходит в несущемся на всех парах вагоне метро. Есть ощущение, что проблема тут не в PS VR как таковом, а в непонимании авторами нового формата развлечений.

Последний гвоздь, как ни странно, забивает картинка — сильно расплывчатая, из-за чего скриншоты получаются замыленными. Будь торчащие из каждого предмета лесенки осязаемыми, каждый пользователь выходил бы из VR с десятками порезов: со сглаживанием есть проблемы, и большие. Лишь частота кадров радует — никаких проседаний, 60 кадров в любых условиях и самых комплексных сценах. Но греющая душу стабильность — лишь вишенка на изрядно пересоленном торте.

Ещё не время

Горько признавать, но после безукоризненных первых часов PS VR разочаровывает. Денёк за устройством — и мираж постепенно тает, демонстрируя неприглядную сторону смелого, но довольного сырого технологического эксперимента. Потенциал у задумки гигантский, но по каким-то причинам раскрыть его в полной мере японской компании так и не удалось.

Отсутствие сильных игр, местами спорная картинка и сильная нагрузка на организм превращают шлем Sony из обязательного приобретения в дорогостоящий аксессуар для техно-гиков. Или же в отличный вариант для кинотеатров и развлекательных центров — стенды с PS VR гарантированно соберут очереди. Только следует помнить о мерах предосторожности.

Энтузиасты, конечно, могут попробовать новинку на зубок, но всем остальным лучше пока пройти мимо. В его нынешнем состоянии PlayStation VR кажется ещё одним новаторским гаджетом, от поддержки которого откажутся через пару лет. Мы, признаться, рады будем ошибиться.

P.S. О самом важном

Для очистки совести и чистоты эксперимента сотрудники Лайфа попытались запустить пару роликов обсценного содержания на шлеме PS VR. Несмотря на подробную инструкцию по запуску порнографической продукции, нам так и не удалось прикоснуться к прекрасному.

Достоинства:

  • невероятный эффект погружения;
  • относительная лёгкость в обращении;
  • сравнительная дешевизна (по сравнению с другими известными шлемами виртуальной реальности);
  • элегантный дизайн самого шлема;
  • две по-настоящему качественные игры на старте: Driveclub и Until Dawn: Rush of Blood.

Недостатки:

  • в целом слабая библиотека игр;
  • низкое разрешение (по сравнению с конкурентами) и полное отсутствие сглаживания;
  • длительные сеансы могут вызвать тошноту, мигрень и боль в глазах;
  • странно работающий сенсор движений.

Предзаказать PlayStation VR

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar