Уральских пациентов психбольницы будут лечить японским спектаклем
В Екатеринбурге людей с психическим расстройством начали лечить при помощи художественного творчества.
Сегодняшний поход в театр для пациентов екатеринбургской психиатрической больницы № 3 — это мерное шарканье по тусклым коридорам от палаты до актового зала. В этой больнице начали лечить арт-терапией, сотрудники и пациенты поставили психоспектакль. Больным предложили сыграть японскую притчу "Борьба с привидением". Среди актёров и зрителей — больные шизофренией и старческим слабоумием.
К "первому звонку" собрались человек 20 из разных отделений. В первом ряду сидит десять мужчин и женщин, они без выходных нарядов: в верхней одежде, на мужчинах спортивные штаны. Зрители не переговариваются, многие уткнулись в пол. Вместо капельдинеров, места пациентам указывают врачи.
— Помимо медикаментозного лечения необходима арт-терапия, — рассказывает психотерапевт психиатрической больницы № 3 Роман Зайко. — Такой метод реабилитации позволяет поддерживать ремиссию длительное время. Театральная арт-терапия помогает психически нездоровым людям адаптироваться в обществе, раскрепоститься и избавиться от депрессии.
Занавеса нет, как, собственно, и сцены. Только на стене проектор показывает виды Японии. Звучит тихая этническая музыка. За столом сидит двое сотрудников больницы и начинают читать притчу: "У него была жена, которую он очень любил, но однажды она умерла и сказала, чтобы он больше никого не любил". По сюжету призрак жены приходит к мужу и запрещает ему общаться с другими женщинами.
В это время двое актёров-пациентов пытаются выразить эмоции, о которых говорит автор.
Мужчину играет почему-то женщина, Марина, ей на вид около 50 лет. Вместо кимоно у неё "вафельный" халат, на голове бандана. Вслед за словами автора, актриса повторяет эмоциями на лице переживания героя, все подряд: любовь, смерть, жизнь без любви. То вскидывает брови, то хватается руками за лицо.
В этом хаотичном танце мимики незаметно, у кого сильное заболевание, а у кого нет.
— Конечно, эффект после такой терапии есть, ведь когда человек играет на сцене, то происходит катарсис души, всё негативное уходит, — философски рассуждает актёр, пациент больницы Ильяс.
Ему на вид лет 40, из шёлковой ткани, похожей на штору, у него сшито некое подобие кимоно. Он играет японского монаха, который объясняет главному герою и зрителям, что привидений не существует. Что людям мешают жить их внутренние демоны. Зрители наблюдают абсолютно молча. Все 15 минут постановки они смотрят, не отрывая глаз, словно в одну точку.
— Про что пьеса? Кто понял, поднимите руку, — спрашивает сотрудник психиатрической больницы.
Руку подняли три человека. Заканчивается спектакль бурными овациями.