Ананасы терпят фиаско в "новогодней" битве с мандаринами
Фото: © РИА Новости/Саид Царнаев © Flickr/J Kivinen
Российские потребители приобретают больше консервированных ананасов, чем свежих. При этом объёмы потребления и свежих, и консервированных вариантов этого фрукта снижаются примерно одинаковыми темпами. По данным Федеральной таможенной службы РФ, с которыми ознакомился Лайф, объём импорта свежих ананасов с 2013 по 2015 год сократился на 36%, а импорт консервированных упал на 35%.
В текущем году тенденция сокращения потребления ананасов в России сохраняется. За 8 месяцев 2016 года поставки свежих ананасов сократились еще на 8%.
По данным ФТС, объёмы поставок свежих ананасов в Россию в 2013 году составили 50,5 тыс. тонн, в 2014 году — 46,6 тыс. тонн, в 2015 году — 32,2 тыс. тонн, в январе-августе 2016 года — 13,8 тыс. тонн (за аналогичный период 2015 года — 15 тыс. тонн). В натуральном выражении объём поставок консервированных ананасов превышает объём поставок свежих ананасов примерно в полтора раза.
По словам гендиректора FruitNews Ирины Козий, сокращение потребления связано с падением доходов населения.
— Ананас — это достаточно дорогой фрукт, который не воспринимается продуктом первой необходимости. Поэтому, хотя поставки ананасов практически не пострадали от российских контрсанкций, российские потребители стали покупать этот тропический фрукт в меньшем количестве. Если рассматривать российский рынок фруктов в общем, мы видим ярко выраженный тренд смещения предпочтений потребителей в сторону наиболее дешёвых фруктов: растёт доля рынка у бананов и самых дешёвых цитрусовых, а потребление большинства других видов фруктов (даже яблок) заметно сокращается, — говорит Козий.
Крупнейшим поставщиком в Россию традиционно является Коста-Рика. Поставки из этой страны занимают 80—90% всего объёма рынка. Другие значимые поставщики — Эквадор, Китай, Панама, Филиппины. В 2014 году заметными были поставки из Белоруссии (более 2% от общего объёма импорта), но к 2015 году поставки из этой страны значительно сократились.
— Если говорить о конкуренции, то в общей картине рынка все фрукты в какой-то степени конкурируют между собой. Но у ананасов есть одна особенность: это традиционный элемент русского новогоднего стола. В декабре в Россию завозится более 30% всего годового объёма поставок этих фруктов. Ещё один наш "новогодний" фрукт — это мандарин, и именно с ним ананас соперничает за место на праздничном столе и долю в бюджете, который россияне выделяют на празднование Нового года, — говорит Козий.