"Доктор Стрэндж": фильм про магию без всякой магии
Обозреватель Лайфа о новейшей попытке компании Marvel снять новаторский фильм — снова неудачной.
Фото: © Кинопоиск/Доктор Стрэндж
Доктор Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч) — заносчивый нью-йоркский нейрохирург. Однажды после тяжёлого трудового дня Стрэндж не справляется с управлением своим дорогим суперкаром и на полной скорости улетает с обрыва. Авария стоит ему рук: даже после семи операций он еле-еле сгибает пальцы и мучается тремором. Карьера катится с того же обрыва: никто не ляжет головой под скальпель хирурга с трясущимися руками.
Стрэндж начинает поиски таинственных целителей в Непале, но находит тысячелетнего колдуна неопределённого пола по имени Древний (Тильда Суинтон) и тайный орден магов, которые в ответ на невзгоды внешнего мира неистово вращают руками, складывая города в гармошку и открывая порталы туда-сюда. Руки и карьера быстро перестают интересовать Стрэнджа. На кону судьба вселенной, которую срочно требуется спасти от перебежчика Кацелия (Мадса Миккельсена), планирующего отдать человечество древнему демону Дормамму.
К четырнадцатому фильму подход Marvel к производству кино стал кристально понятен даже людям, лишённым глубоких аналитических способностей. Тут герои у нас шутят, тут дерутся, не забудьте остаться на титры, покажем вам маленький сюрприз. На большие сюрпризы сил у них уже нет. Странно, как фильмы про таких смелых героев делаются такими осторожными людьми.
Это уже даже не кино в привычном понимании слова, не истории (фабулу "эгоистичный хам превращается в защитника слабых" мы видели в "Железном человеке", "Торе" и "Человеке-муравье"), не жанровые упражнения (последний раз Marvel примерила на себя шпионский боевик в "Другой войне"). Получилось настолько хорошо, что, как ни парадоксально, с тех пор практику решили прекратить.
Marvel первыми в истории превратились в "фастфуд мира кино": быстро, вкусно, сытно и без изысков. Метафора, конечно, затасканная, но уже ни в коей мере не является преувеличением. На каждый следующий год у Marvel намечено по три фильма. Каждый из них будет такой же: вот тут шутка, вон там перестрелка, а теперь ваш сюрприз на титрах. В конце "Стрэнджа" есть сцена, где Камбербэтч закрывает всемогущего демона в петле времени, заставляя его по кругу переживать один и тот же момент. Это судьба любого верного зрителя Marvel. Разорвать петлю невозможно: в соседних залах будут идти седьмые "Трансформеры", восьмые "Звёздные войны" и девятый "Бэтмен".
Отдельную благодарность нужно выразить за то, что в "Докторе Стрэндже" один за другим не появляются герои остальных тринадцати фильмов и не начинают заговорщицки подмигивать зрителю в экран и сыпать специальными шутками для тех, кто десять лет прилежно ходит в кино. Этой весной "Первый мститель: Противостояние" местами сильно походил на встречу одноклассников: вокруг много смутно знакомых и не очень приятных людей, с которыми хочется иметь как можно меньше общего.
"Доктор Стрэндж" заявлялся как уникальное, нигде доселе не виданное сочетание любимца публики Бенедикта Камбербэтча и новаторского изображения магии, в котором колдуны силой мысли и пассами руками выворачивают целые города наизнанку. Камбербэтч предстаёт в образе, более привычном для Роберта Дауни — младшего, а города действительно гнутся и выворачиваются, только магии никакой здесь нет, одни технологии.
Нужно, конечно, обладать очень особенным складом ума, чтобы взять трёх талантливейших актёров современности (Камбербэтча, Суинтон и Миккельсена) и заставить их играть "струганых буратин" на фоне дорогущих спецэффектов два часа кряду. В какой-то момент фильму перестают быть нужны живые люди вообще: где-то ближе к финалу собранные на компьютере призраки номинанта и лауреатки "Оскара" грустно стоят на фоне цифровых декораций и перебрасываются банальностями. Добро пожаловать в будущее.
В мире поточного кино не осталось ничего человеческого. "Доктор Стрэндж" был тщательно собран на основе результатов тестовых просмотров и опросов фокус-групп в серых кабинетах, написан по шаблонам, сыгран по методикам, сделан на компьютерах и отдан на суд уже обученных зрителей, автоматически из года в год покупающих на фильмы Marvel билеты в каких-то неоправданных количествах.
Никакой магии тут нет. Одна ловкость рук и холодный расчёт.