Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
31 октября 2016, 06:15

Правительство введёт НДС для сельхозпроизводителей

Плательщикам единого сельхозналога могут дать возможность платить НДС и получать вычеты НДС из бюджета.

Фото: © РИА Новости/Александр Кондратюк

Фото: © РИА Новости/Александр Кондратюк

Сельхозпроизводителей, которые сейчас платят льготный единый сельхозналог, могут признать плательщиками НДС. Соответствующее поручение премьер-министр Дмитрий Медведев дал по итогам 30-го заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям. Хотя такое поручение отсутствует в опубликованном на сайте правительства, оно присутствует в бумажной версии, которой располагает Лайф.

Согласно данным ФНС, льготный налоговый режим — единый сельхозналог (ЕСХН) — сейчас применят львиная доля сельхозпроизводителей: 94 тысячи средних и мелких предприятий и фермеров против 4 тысяч крупных сельхозорганизаций. Его преимущество — в простоте: он заменяет ряд других налогов (налог на имущество, прибыль, НДС), и компании могут вести упрощённый бухучёт.

Однако такая льгота одновременно является и недостатком: не являясь плательщиком НДС, сельхозпроизводители не могут получить возврат НДС из бюджета по различным товарно-материальным ценностям, которые используются  в процессе производства (закупка техники, горюче-смазочных материалов и т.д.), увеличивая тем самым себестоимость. По расчётам экспертов, по этой причине затраты сельхозкомпаний, таким образом, завышены на 72 млрд рублей.

— В налогообложении сельхозпроизводителей существует серьёзная проблема, связанная со взаиморасчётами между производителями сырого молока, находящимися на ЕСХН, и переработчиками, находящимися на общей системе налогообложения, — говорит директор по связям с общественностью в Национальном союзе производителей молока Мария Жебит. — В настоящее время переработчики, являющиеся плательщиками НДС, при закупке сырья у производителей, которые плательщиками НДС не являются, теряют право на возмещение НДС, поскольку этот налог просто не выделен в стоимости сырья.

Дополнительные расходы перекладываются на конечного потребителя — стоимость конечной продукции увеличивается. В то же время производители сырого молока, находящиеся на общей системе налогообложения, имеют возможность снизить стоимость на сумму подлежащего возврату НДС (чтобы потом предъявить его к возмещению) и тем самым получают преимущество перед производителями, находящимися на ЕСХН.

— При введении специальных налоговых режимов предполагался ввод одного (единого) платежа вместо множества разных налогов, причитающихся к уплате. Но на практике выяснилось, что в некоторых случаях такие отказы невыгодны для покупателей продукции и услуг, производимых "спецрежимниками", — отмечает юрист бюро "Деловой фарватер" Марина Емельянцева. — В частности, при покупке чего-либо без НДС покупатель, являющийся плательщиком этого налога, не может заявить вычет входящего налога. Поэтому многие крупные компании предпочитают покупать у тех, кто не применяет спецрежимы.

В Госдуме рассматривалось уже несколько законопроектов, которые заставляли бы плательщиков ЕСХН стать и плательщиком НДС, однако из раза в раз они получали отрицательные отзывы правительства и были в итоге отклонены. По мнению правительства, чтобы платить НДС, фермеры могут просто перейти на общую систему налогообложения. Сейчас в Госдуме рассматривается новый вариант (пока ещё официально не внесён), разработанный участниками рынка. Согласно документу, все плательщики ЕСХН признаются плательщиками НДС, но компании с годовым доходом менее 120 млн рублей имеют право на освобождение от этой обязанности.

В Минфине не ответили на запрос Лайфа. По мнению экспертов, с учётом поручения премьера он имеет больше шансов быть принятым, чем предыдущие проекты. Особенно если в итоговом варианте будут оставлены льготы для самых мелких компаний.

— Признание сельхозпроизводителей, уплачивающих ЕСХН, плательщиками НДС, может по-разному отразиться на налоговой нагрузке и, соответственно, конечных ценах сельхозпродукции, — говорит Михаил Грановский, руководитель налоговой практики юридической компании "Базальт". — Так, например, для сельхозпроизводителей, имеющих относительно высокую долю расходов на приобретение техники, удобрений и т.п., включающих НДС, с одной стороны, и реализующих свою продукцию предприятиям-переработчикам или перепродавцам, с другой стороны, это может быть полезно. Связано это с тем, что НДС является косвенным налогом, каждый платит его со своей добавленной стоимости, а включение в цепочку налогоплательщиков НДС предприятия-неплательщика приводит к увеличению совокупной налоговой нагрузки. Для мелких производителей, не имеющих больших расходов, включающих НДС, а, самое главное, реализующих свою продукцию конечному покупателю (физическим лицам) либо мелким предприятиям и предпринимателям, в свою очередь, не являющимся плательщиками НДС (применяющим спецрежимы), данное изменение увеличит совокупную налоговую нагрузку, что приведёт к росту цен.

Таким образом, если планируемые изменения заключаются в предоставлении права сельхозпроизводителям по их выбору становиться плательщиками НДС, это скорее позитивные меры. Если же это будет вменено всем в обязанность, то это серьёзно ухудшит положение указанной категории мелких сельхозпроизводителей.

Впрочем, есть аргументы и в пользу противоположной точки зрения.

— Признание сельхозпроизводителей, использующих режим ЕСНХ, плательщиками НДС, не принесёт агробизнесу особенных выгод, — отмечает управляющий партнёр Kirikov Group Даниил Кириков. — Эта мера повлечёт за собой усложнение бухгалтерского учёта, что будет означать появление дополнительных издержек и рисков. В этом случае даже фиксация максимальной ставки ЕСХН на уровне 3% и рост заинтересованности крупных производителей и ретейлеров в закупках сельхозсырья у мелких и средних поставщиков не смогут компенсировать предпринимателям понесённые убытки. Нововведение будет выгодно покупателям продукции агропредприятий (позволив перерабатывающим и торговым компаниям оптимизировать налоги) и государству (бюджет получит дополнительный доход в размере более 26 млрд рублей). Проигравшими в этой ситуации окажутся сами производители сельхозпродукции и недобросовестные компании, закупающие сырьё через цепочку фирм-однодневок (использование этой схемы только на зерновом рынке приводит к многомиллиардным потерям для казны).

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar