Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
1 ноября 2016, 13:00

Хватит хвалить кинокомиксы от Marvel

В российский прокат вышел четырнадцатый фильм в киновселенной Marvel — "Доктор Стрэндж". Критики в восторге, сборы зашкаливают, кажется, мы всё это уже видели и не раз. Ни зрители, ни профессионалы не хотят замечать, что многомиллионная серия уже который год топчется на месте.

Коллаж: © L!FE Кадр фильма: "Первый мститель: Противостояние"/Кинопоиск "Мстители: Эра Альтрона"/Кинопоиск

Коллаж: © L!FE Кадр фильма: "Первый мститель: Противостояние"/Кинопоиск "Мстители: Эра Альтрона"/Кинопоиск

Если верить Rotten Tomatoes, оценка фильмов киновселенной Marvel никогда не опускалась ниже 66%, что по меркам агрегатора всё ещё является высоким рейтингом. Лучшая картина, по версии критиков, — это "Железный человек" (94%), первый фильм серии, а худшая — "Тор 2: Царство тьмы" (66%). Однако эти две крайние точки, высшую и низшую, роднит один и тот же набор недостатков, который все почему-то считают золотым стандартом. 

Однотипные злодеи

Попробуйте вспомнить хоть одного злодея из фильмов Marvel, кроме Локи. Возможно, кто-то вспомнит карикатурного русского по имени Иван Ванко ("Железный человек — 2"), космического гопника Ронана ("Стражи галактики") или даже робота-мизантропа Альтрона ("Мстители: Эра Альтрона"). Однако это всё из области фантастики — такой памятью среднестатистический зритель просто не обладает. 

Противники супергероев, как правило, важнее самих супергероев. Тот же Бэтмен на самом деле довольно скучный персонаж, который раскрывается лишь в схватке с безумцем Джокером. Клоун-анархист интересен сам по себе и без всякого героя — он полностью самодостаточен, про него хоть отдельный фильм снимай. А вот суперзлодеи Marvel без супергероев пустое место. 

Как, например, все враги Тони Старка, обратившие против него его же собственное оружие. Джокер заставляет Бэтмена переступить черту, а череда безликих злодеев Marvel всего лишь показывает, как сложилась бы судьба супергероя, угоди он в плохую компанию. Капитана Америку вырастили в американских лабораториях, а Красного Черепа и Зимнего Солдата — в нацистских, поэтому первый играет за хороших парней, а вторые — за плохих.

Единственным самодостаточным злодеем Marvel является Локи — трикстер из скандинавских мифов. Он отличается от Тора во всём: у него есть своё мировоззрение, личная драма и способности, отличные от способностей Тора. Продюсеры это тоже понимают, поэтому не спешат его списывать. Локи уже засветился в трёх фильмах ("Тор", "Мстители", "Тор 2: Царство тьмы") и уже в следующем году появится в четвёртом — "Тор: Рагнарёк". Второго такого в арсенале Marvel просто нет. Даже такие титаны злодейского пантеона из комиксов, как Альтрон и Мандарин, безбожно слиты в их экранизациях. И, судя по свежему "Доктору Стрэнджу", перемен не предвидится — супергерои и дальше будут воевать либо со своими отражениями, либо с дорогостоящими спецэффектами.

Хорошие актёры, плохие роли

Ресурсы Marvel позволяют нанимать известных (и дорогих) лицедеев даже на роли второго плана. Но сколько бы "Оскаров" ни стояло у них на полках и как бы хороши они ни были в других фильмах, в кинокомиксах им играть совершенно нечего. Это хорошо видно опять же на примере антагонистов. На эти проходные партии Marvel ставит актёров, которые уже неоднократно блистали в злодейских амплуа. Хьюго Уивинг сыграл одного из иконических злодеев мирового кинематографа — агента Смита ("Матрица"), Мадс Миккельсен примерял образ другого культового монстра — Ганнибала Лектера, а Сэм Рокуэлл — отвратительного преступника Дикого Билла в "Зелёной миле". И это только несколько примеров. Тем печальнее видеть, как актёры с таким послужным списком вынуждены шпарить с экрана шаблонными репликами о захвате мира и бесславно проигрывать костюмированным героям.  

Только Marvel может взять на роли совершенно бесполезных подруг своих героев Натали Портман ("Оскар" за лучшую женскую роль в "Чёрном лебеде") и Гвинет Пэлтроу ("Оскар" за лучшую женскую роль во "Влюблённом Шекспире"). Только Marvel может себе позволить использовать легенд американского кино Роберта Редфорда и Энтони Хопкинса для проходных ролей. С другой стороны, целый ряд актёров обязан своей нынешней карьере кинокомиксам. Среди них Крис Эванс ("Первый мститель"), Крис Хемсворт ("Тор"), а также Роберт Дауни — младший, чья карьера была буквально реанимирована "Железным человеком". Каждое из этих "открытий" гораздо ценнее, чем откровенная растрата талантов уже признанных лицедеев.

Никакого творчества

Фильмы Marvel не сходят с экранов кинотеатров уже восемь лет. Своим успехом они обязаны не столько их режиссёрам, сколько продюсерскому контролю Кевина Файги — главы Marvel Studios. У этого человека поистине железная воля, способная переломить даже самую свободную творческую натуру. В режиссёрские кресла своих проектов регулярно попадают создатели небольших, но признанных критиками и зрителями фильмов. Среди них Джосс Уидон ("Светлячок", "Кукольный дом"), Скотт Дерриксон ("Синистер", "Шесть демонов Эмили Роуз"), Кеннет Брана ("Гамлет", "Много шума из ничего"), Шейн Блэк ("Поцелуй навылет") и ряд других режиссёров.

На словах это выглядит как попытка освежить серию и взять для создания нового проекта максимально пригодного для него постановщика. Скажем, Уидон хорошо управляется с командами харизматичных персонажей — даёт всем необходимое экранное время и ловко очерчивает характеры. Кому, как не ему, можно поручить режиссуру "Мстителей" — фильма о команде супергероев? Или кто, как не Дерриксон, который заявил о себе фильмами ужасов, подойдёт для создания первого мистического фильма Marvel — "Доктора Стрэнджа"?

Однако умелым креативным контролем это может показаться только на первый взгляд. На самом деле продюсерское давление Файги выжигает даже малейшие намёки на режиссёрский почерк и индивидуальное видение. И это отнюдь не спекуляции. После восьми лет работы над проектом пост режиссёра "Человека-муравья" был вынужден покинуть Эдгар Райт ("Типа крутые легавые", "Армагеддец"). Режиссёр, видимо, так и не смог смириться с жёстким студийным контролем. На излишнее давление жаловался и Уидон. После съёмок "Эры Альтрона" он даже взял творческий перерыв. В прессе легко можно найти его печальные рассказы о том, как ему приходилось биться со студией за некоторые сцены. Ситуация такая же, как и с актёрами: зачем приглашать на фильмы талантливых режиссёров, чьи таланты будут совершенно не востребованы?

Одна сюжетная схема на всех

Невостребованность во многом спровоцирована крайне осторожным подходом к историям. В отличие от конкурентов из DC Comics Marvel старается не переосмыслять своих героев и подходит к их экранным воплощениям довольно консервативно. Более того, с лёгкой руки студийных сценаристов герои становятся похожи на однояйцевых близнецов. Экранный Доктор Стрэндж является калькой экранного Тони Старка. Оба супергероя самоуверенны и циничны, из-за чего и терпят серьёзный крах: получают увечье, от которого первого спасает магия, а второго — технологии. Супергерои просто заполняют определённые амплуа — стоит Железному человеку сойти со сцены, как его тут же заменит идентичный персонаж.

Вдобавок чёткий график выхода фильмов снижает драматический накал отдельных картин. Тор едва ли погибнет в схватке с злодеем — у него ещё два фильма впереди и появление в "Мстителях". Под ударом находятся только те герои, у которых с прокатной судьбой всё не так просто. Чёрная Вдова, Соколиный Глаз, Алая Ведьма, Халк — с их сольными фильмами ещё ничего не решено, поэтому с ними может случиться всё что угодно. 

*** 

Киновселенная Marvel стала чем-то вроде "Кока-колы" — глобальным брендом, о качестве которого больше никто всерьёз не задумывается. Отсутствие проверки качества как со стороны зрителей, так и со стороны критиков дурно сказалось на продукте — по-настоящему оригинальных проектов студия не выпускает, просто не рискует. Планы по выпуску картин расписаны до 2020 года, и серьёзных модификаций конвейер не предполагает. Однако близится день, когда вселенную постигнет коллапс: актёры состарятся или, как Роберт Дауни — младший, начнут требовать баснословные гонорары, зрители забудут истоки серии, а сюжетная схема надоест даже самым преданным фанатам. И тогда Marvel придётся снова сыграть в рулетку.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar