С русским акцентом: Китай показал свой первый истребитель пятого поколения
На открывшемся сегодня китайском авиасалоне главной новостью стал впервые поднявшийся в воздух на публике самолёт пятого поколения Chengdu J-20. Журналист Лайфа Михаил Котов разобрался, насколько новый самолёт может потеснить признанных мировых лидеров.
В клубе пятого поколения стало на одну страну больше. Сегодня, 1 ноября, Китай показал свой первый истребитель пятого поколения Chengdu J-20. Вслед за США, Россией и Японией Китай изо всех сил рвётся в высшую лигу военной авиации. Многие СМИ сравнивают его с F-22 и достаточно голословно заявляют о прорыве китайской военной авиапромышленности. И хотя официальной информации о самолёте не так много, давайте посмотрим, удался ли первый "рисовый" "блин" и потеснит ли конкурентов китайская новинка?
Откуда растут крылья
Если посмотреть на новинку внимательно, то сразу можно увидеть знакомые детали самолётных доноров. Chengdu J-20 как лоскутное одеяло собран из различных проектов без особого внимания на их поколение или на страну-производителя. Основой для будущей машины, без сомнения, стал закрытый в начале двухтысячных годов проект ОКБ им. А.И. Микояна МиГ-1.44. В своё время предполагалось, что именно он станет первым российским истребителем пятого поколения. Однако после полёта в феврале 2000 года проект покатился под гору.
Денег не было, в плюсе был только прототип — опытный экземпляр МиГ-1.42. На то, чтобы доработать его до массового выпуска и поставок в армию под кодом 1.44, требовалось много времени. Ну а для того, чтобы построить опытный экземпляр МиГ-1.46, уже действительно подходящий по параметрам под пятое поколение, требовалось ещё больше денег.
Согласно некоторым данным, чертежи проекта МиГ-1.46 были проданы Китаю, где и положили планер в основу своего будущего истребителя. Отсюда у J-20 аэродинамическая схема с передним оперением "утка", вместе с которой китайцам перешли и все присущие ей недостатки.
Дело в том, что подобная аэродинамическая схема не особенно годится для самолётов пятого поколения. Переднее оперение и само создаёт проблемы с малозаметностью, да ещё и увеличивает сопротивление воздуха, снижая дальность полёта. Кроме Китая, уже вложившегося в подобную схему, ни одна другая страна не использовала этот вид оперения для новейших самолётов.
Я его слепила
В носовой части новинки явно угадывается F-22 Raptor; воздухозаборники сползли на бока фюзеляжа, явно копируя F-35. И если у МиГа они были сдвоенными, под фюзеляжем — для обеспечения максимальной скорости, то воздухозаборники от малоскоростного F-35, который на большой сверхзвук и не рассчитывался, вызывают исключительно вопросы. Равно как и подфюзеляжные гребни, установленные для обеспечения большей управляемости и устойчивости, очень плохо вяжутся с малозаметностью, необходимой для самолёта пятого поколения. Зато хвостовое оперение красивое, хоть и очень явно срисованное с F-22.
От американцев китайцы позаимствовали и беспереплётную схему фонаря, чрезвычайно модную на тот момент. В общем и целом новинка похожа на большинство китайских автомобилей: спереди посмотришь — "вольво", сбоку — "тигуан", сзади — так и вообще "ауди". Но если в автомобиле это большей частью лишь дизайн, то использование такой солянки на сверхзвуковых скоростях — это более чем спорно.
Лети, лети, лепесток
Однако ахиллесовой пятой всех китайских военных самолётов являются двигатели. Созданный для этого поколения Xian WS-15, разработка которого началась в 2006 году, ещё очень далёк от завершения. Как говорится, "за неимением гербовой" на один из прототипов был поставлен двигатель предыдущего поколения WS-10A, который обладает невысокой динамикой и околонулевым ресурсом. По информации различных источников, она так и держится на уровне 25—40 часов налёта вместо необходимых 400—800. Сходный ресурс имели двигатели первого реактивного истребителя в истории, Ме-262.
Да, с подобными двигателями Chengdu J-20 взлетал, позировал перед фотокамерами, но и только. Для обеспечения нормальной функциональности на другой прототип пришлось поставить российские АЛ-31ФН. Они же используются и в китайском истребителе предыдущего поколения J-10.
К сожалению, на данный момент с двигателями у Китая дела совсем не клеятся. Решение этих проблем пока находится вне пространства возможностей китайской промышленности. Она на текущий момент не способна выпустить ни нормальных лопаток для авиадвигателей, ни многого другого. И поставленная на двигатели цифровая система управления при всей своей крутости никак не может увеличить их ресурс. Не боец.
Двигательная проблема тянет за собой и другую — низкую тяговооружённость Chengdu J-20. Под ней понимается отношение тяги двигателей к весу самолёта. Китайский истребитель получился тяжёлым (его взлётный вес около 40 тонн). Для примера, максимальная взлётная масса российского Т-50 чуть больше 30 тонн, а тяжёлого американского F-22 — 38 тонн, притом что оба используют более мощные и совершенные двигатели. Надежда остаётся только на продажу Россией Китаю двигателей следующего поколения, что пока выглядит маловероятным.
Пока нет никаких данных и об успехах китайцев на поприще изготовления радаров с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Поэтому думать, что в вопросе обнаружения противников китайский самолёт покажет чудеса, не стоит.
Неутешительные выводы
Что получается в итоге: тяжёлый, с низкой тяговооружённостью, вряд ли способный на скорости выше 1,6 маха и явно неспособный на бесфорсажный сверхзвук истребитель. Пожалуй, только отсутствие чётких и определённых параметров пятого поколения позволяет причислить к нему китайскую разработку.
Да, у Китая есть ещё один козырь в рукаве — это Shenyang-31 — лёгкий истребитель пятого поколения, который тоже находится на стадии испытаний. Возможно, именно он сможет ворваться в немногочисленное пятое поколение и действительно громко заявить о себе. Пока же стоит говорить о самолёте — демонстраторе технологий, сравнивать который с F-22 можно только по весу.
Зато в чём Китай силён — это в умении развёртывать производство: на данный момент уже готовы 9 прототипов и 2 предсерийных образца. Когда Chengdu J-20 пойдёт в серию, выпускать их начнут со скоростью, явно недоступной российской промышленности. Но вот сколько их будет Китаю нужно — это другой вопрос. Пока достаточно и громкого заявления: "Смотрите: мы тоже в пятом поколении!", — что бы кто ни понимал под этим термином.