Вагончик тронется, снаряд останется. Как Минобороны потеряло арсенал боеприпасов
Военные забыли выгрузить из железнодорожного вагона более 300 снарядов для танков, после чего они проехали по России 2 тыс. километров и попали в Москву.
Второй день генералы Минобороны России стоят на ушах. А как иначе, если накануне на востоке Москвы совершенно случайно нашёлся грузовой вагон, забитый боевыми снарядами для танков. Семь тонн боеприпасов в ящиках и на полу, которые могли разнести на молекулы любую станцию и близлежащие дома, без какой-либо охраны, сопровождения и защиты. Лайф выяснил, что из-за безалаберности военных и железнодорожников снаряды попросту забыли выгрузить во Владикавказе, а вагон две недели без охраны ехал обратно в Москву с документами о том, что он идёт порожняком. Теперь представители Минобороны делают хорошую мину при плохой игре: мол, боеприпасы охраняли и перевозили по всем правилам в одну из воинских частей в Подмосковье, а сами они не представляли опасности, потому что были разобраны.
Вагон с сюрпризом
Утро 31 октября на московской товарной станции Перово-1 начиналось вполне обыденно. В 10 часов, ёжась от промозглого ветра, приёмосдатчик компании "Спецлайт" пошёл отмечать вагоны, которые планировалось поставить под погрузку. Через полчаса он остановился около невзрачного крытого вагона под номером 29434797.
Инспектор полистал его документы: 26 октября вагон прибыл из Орловской области в составе грузового поезда, но весь путь шёл порожняком. Это было похоже на правду, потому что вместо замков и пломб на дверях болталась только проволочная скрутка. Вагон в Москве должны были грузить от "Первой логистической компании". Инспектор легко размотал проволоку и потянул дверь в сторону. Когда он заглянул внутрь, то не поверил своим глазам: вагон был загружен характерными зелёными ящиками, а на полу лежали снаряды. Здесь был целый арсенал. Никакой охраны около вагона не было.
Перепуганный инспектор не стал ничего трогать и позвонил руководству. Первыми на станцию примчались местные полицейские. Увидев своими глазами содержимое вагона, они вызвали ФСБ и сапёров. От греха подальше вагон отогнали на дальние пути, а всю территорию вокруг станции оцепили.
— На ящиках была маркировка ОФ-26. Всего в вагоне находилось 332 штуки 125-мм танковых снарядов, — рассказал Лайфу источник в спецслужбах. — Это очень серьёзная штука, потому что в каждом таком снаряде обычно содержится 3,4 кг тротила.
Военная смекалка
Новость о бесхозном вагоне с боеприпасами вызвала настоящий переполох в Минобороны. Военные явно были не готовы к этому. Информация быстро пошла по соцсетям и лентам информагентств, на это нужно было как-то реагировать.
После недолгой паузы пресс-служба военного ведомства сообщила, мол, боеприпасы в железнодорожном вагоне на станции Перово-1 действительно принадлежат Минобороны и предназначены для одного из воинских соединений Западного военного округа, дислоцированного в Подмосковье. "Транспортировка груза осуществлялась согласно существующим требованиям безопасности. Все боеприпасы перевозились в разукомплектованном виде и не представляют опасности. На всём протяжении следования вагона обеспечивался должный уровень охраны груза. Этот груз скоро отправят по установленному маршруту", — ссылались информагентства на собеседника в Минобороны.
По данным Лайфа, когда генералы Минобороны выяснили, чей это груз, то разработали целую спецоперацию по его спасению. Днём 31 октября из обособленного отдела хранения Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) в Киржаче в сторону Москвы уже двигалась колонна из трёх грузовиков "Урал" и машины с сапёрами и солдатами. Им предстояло эвакуировать снаряды к себе. Эта часть специализируется на хранении, ремонте, переработке и утилизации разных боеприпасов.
В Москве военные появились уже к вечеру. Солдаты перекинули снаряды в грузовики, и примерно в 22:40 колонна под охраной и в сопровождении автоинспекции двинула обратно в Киржач.
Забыли или украли?
В самом Минобороны теперь идут разборки. Не исключено, что это ЧП будет стоить некоторым военным начальникам должностей. Военные контрразведчики сейчас ищут виновных. Силовики восстановили весь путь вагона от начала до конца, допросив людей, которые пересекались с ним.
Замначальника столичной станции Перово-1 Денис Коломенский пояснил силовикам, что вагон прибыл в Москву 26 октября от станции Лужки Орловские.
— Это была станция отправления, там же была оформлена железнодорожная транспортная накладная, — рассказал Лайфу источник в спецслужбах, знающий, что говорили в беседе с силовиками железнодорожники.
Денис Коломенский также рассказал, что в документах говорилось, что по маршруту Лужки Орловские — Москва вагон шёл в составе грузового поезда, груз там был самый разный, но этот вагон якобы был порожний. Его грузоотправителем значилась Федеральная грузовая компания.
Начальник станции Лужки Орловские в свою очередь рассказал силовикам, что к ним злополучный вагон прибыл в составе грузового поезда от станции Елец.
— Он говорит, что по документам начальным пунктом поезда был Владикавказ. 10 октября там разгрузили поезд, а 12 октября он поехал обратно. По документам этот вагон шёл порожняком, — рассказал Лайфу источник в спецслужбах.
Концы нашлись во Владикавказе. Руководство станции уже вызвали к военным следователям в Ростов-на-Дону. Замначальника станции заявил, что этот вагон был недогрузом. То есть его забыли выгрузить.
— Он говорит, что вагон в составе грузового поезда пришёл к ним 10 октября. По документам это было военное имущество. Замначальника утверждает, что не знает, откуда во Владикавказ пришёл этот вагон, — рассказал Лайфу источник, знакомый с ходом расследования.
Тонна беды
Пока получается, что из-за безалаберности военных часть боеприпасов осталась в вагоне и отправилась в Москву. Никто не проверял вагон по пути, потому что в сопроводительных документах говорилось, что он идёт порожняком.
Есть и другой вариант. Не исключено, что снаряды украли военные или сотрудники станции во Владикавказе, чтобы продать их на сторону. Боеприпасы можно использовать как угодно. Снаряд 125 мм подходит практически для всех поколений советских и российских танков. Такие же машины стоят на вооружении и в других странах.
Снаряды калибра 125 мм выпускаются под гладкоствольную пушку Д-81 и её модификации, которые ставились практически на все отечественные танки, в том числе и на новую "Армату". Танковые осколочно-фугасные снаряды ОФ-26 обычно применяются для уничтожения пехоты, легкобронированной техники и зданий. Такими снарядами в 90-е годы обстреливали Белый дом. Снаряд разбрасывает осколки с огромной скоростью, а при попадании в броню не передаёт кинетическую силу, а взрывается, нанося поверхностные повреждения. Танки и другую защищённую военную технику такой снаряд не возьмёт. Он входит в основной боекомплект танков и обычно в боеукладке составляет до 50% от общего числа снарядов.
Каждый снаряд весит 23 кг, из которых 3,4 кг — тротил. Таким образом, в более чем 300 снарядах было более 1 тонны взрывчатки. Вагон со снарядами путешествовал по стране без сопровождения, поэтому с ним могло случиться что угодно. Одно дело — взрыв в поле, а другое — на крупной станции или в Москве.
— Для взрыва целого жилого дома на улице Гурьянова в Москве в 1999 году использовалось примерно 350 кг тротила. При взрыве 1 тонны тротила "в чистом поле", где нет никаких сдерживающих препятствий, волна погаснет где-то на расстоянии 3—3,5 км. Это значит, что даже на расстоянии трёх километров в таких условиях возможны травмы, — рассказал Лайфу один из офицеров Минобороны.
Эксперты говорят, что теоретически последствия взрыва вагона могли быть трагическими.
— При такой массе тротила будет воронка радиусом около 10 метров и глубиной около 5 метров. Если это контейнер, здание и так далее, то в абсолютных цифрах на разрушение нужно 1 кг тротила на 1 кубометр, — рассказал Лайфу директор Центра разминирования и взрывных работ "Форт" Андрей Костюков. — Но для снарядов получится шар объёмом тысячу кубических метров. Всё, что в радиусе этого шара, будет разрушено. Самая главная опасность — разлёт осколков. При данной массе гарантированное поражение ими распространится на расстояние до 3 км.
По словам эксперта, бетонные здания погасят разлёт, но окна может выбить и в соседнем здании ОВД, расположенном в 200 метрах. Достанет волна и до Перовского райсуда. Стёкла и всё, что легко бьётся, осколками посечёт.
То есть в случае, если бы по тем или иным причинам снаряды сдетонировали на станции Перово, то счёт убитых и раненых мог исчисляться тысячами.
Эта история вскрыла серьёзные проблемы в российской армии. В Минобороны есть куча специальных приказов, в которых подробно прописано, как хранить, перевозить и охранять ракеты, боеприпасы, технику. На каждый чих там нужны согласования, акты, всё это должны проверять и перепроверять разные начальники и командиры.
Но на деле получается, что вагон со снарядами две недели спокойно колесил по железным дорогам, пока его не отловили в Москве. Да и то по чистой случайности. Где бы всплыл смертельно опасный груз? Почему во Владикавказе все молчали, никто не бил тревогу, не искал семь тонн пропавших боеприпасов? Почему в Минобороны никто не искал полвагона снарядов? В военном ведомстве теперь наверняка найдут "козла отпущения" и втихаря накажут дюжину командиров и солдат. Но ни один генерал не сможет гарантировать, что по России не поедут другие вагоны с оружием или боеприпасами, а на военных складах нет недостачи.