"Русский марш" ничем не отличается от гей-парада
Публицист Антон Котенев — о том, что русские националисты — это не только фрики, каждый год пугающие своими шествиями обитателей спальных окраин.
Фото: © L!FE/Владимир Суворов
Для нормальных людей 4 ноября — это День народного единства. И нам интуитивно понятно, что мы отмечаем. Мы все живём в России, говорим по-русски, причастны к русской культуре и да, большинство из нас русские по крови.
Кому-то нравится называть себя россиянином, кому-то — русским, кому-то принципиально важно акцентировать свою этническую принадлежность. Однако факт в том, что другой родины у нас нет.
Иностранец не будет разбираться, кто из нас калмык, кто татарин, кто украинец, и вовсе сойдёт с ума, если мы примемся ему рассказывать о том, кем были по национальности наши бабушки и дедушки. Просто посмотрит на нас как на идиотов. Russians, они и есть Russians.
Проблема в том, что День народного единства почему-то стал любимым праздником так называемых русских националистов. Каждый год разношёрстные колонны скинхедов, неоязычников, монархистов, сталинистов и прочих фриков пугают обитателей спальных районов нацистской атрибутикой, чучелами тотемных животных и прочими манифестациями своего национального самосознания.
Это называется "Русский марш". В последние годы он, кстати, чуть более чем полностью оккупирован "заукраинцами", которые уверены в том, что молодая славянская демократия к юго-западу от нашей страны куда лучше подходит русским, чем ужасная крепостническая, сталинистская "немытая Россия".
Фрики — это весело, но куда интереснее те русские националисты, которых принято считать респектабельными. Как ни крути, а русский национализм в версии Константина Крылова, Михаила Ремизова и даже отчасти Егора Просвирнина стал одним из наиболее интересных феноменов российской духовной жизни второй половины нулевых годов.
У многих интеллигентов национализм ассоциируется главным образом с черносотенцами, бандеровцами и штурмовиками Эрнста Рема, то есть с крайне агрессивной, примитивной идеологией черни.
Респектабельный русский национализм совсем не такой. По сути это рафинированная постмодернистская концепция, которая некоторым может быть интересна в качестве нетривиальной интеллектуальной игры, но вряд ли хоть что-то может дать простому человеку, время от времени задающему себе вопрос: "Кто я?".
Мне, к примеру, действительно непросто ответить на этот вопрос. Ну как? Мама русская, папа еврей. Назовёшь себя русским — Крылов скажет, что ты примазываешься. Ведёшь себя как агрессор, захватчик — пытаешься отнять у простого русского Ваньки последнее, что у него есть, — национальную идентичность. Вроде как у тебя одна уже есть, а ты хочешь ещё и вторую про запас, последнюю рубаху с парня снимаешь.
Скажешься евреем (ну ладно, что настоящие евреи засмеют, для них ты — русская свинья), так русские националисты тоже ополчатся. Скажут: "Вырусь". Выписался из русских, потому что быть русским непрестижно. Ведь именно для того, по мысли русских националистов, и создана "Многонационалочка", чтобы этнические меньшинства могли "харчиться да жирковать" за счёт этнических русских.
Ну ладно. Ты можешь сказать: "Я русский по матери и еврей по отцу". Казалось бы, ну куда уж честнее? Какие могут быть претензии? Не тут-то было! Профессиональные русские в ответ назовут тебя советским расистом.
В их терминологии "советский расизм" — это (действительно довольно спорная) практика высчитывания "долей" крови. Придумано, главным образом, для того, чтобы доказать, что "Пушкин не эфиоп", а также реабилитировать тех "дворняжек" и метисов, в жилах которых кровь инородцев не так уж сильно даёт о себе знать.
Вот есть, скажем, русский националист Матвей Цзен. Была дурная кровь чёрт знает в каком колене, но Матвей принял решение: "Я русский". Так что всё, тема закрыта. А кто смеётся, тот советский расист.
Русский национализм — это действительно одно из наиболее интересных явлений в нашей общественно-политической реальности, и я много лет слежу за текстами русских националистов. Они выступают против имперского самосознания, считают все формы российской государственности антирусскими по своей природе.
Я долго думал, что мне всё это напоминает, и тут меня пробило на инсайт.
Если верить русским националистам, унизительная дискриминация, которой подвергаются русские, не имеет оправданий. Им горько от того, что в нашей стране права русских ущемлены по сравнению с другими народами.
По их убеждению, терпимость к русским — показатель здоровья общества. Кого-то раздражает публичная активность русских, кто-то даже говорит: "Не надо выпячивать!" Но активизм — это единственный путь к равноправию для тех, кого не принимает общество и не признаёт государство.
"Давайте скажем "нет" стигматизации русских. Скажем "нет" предрассудкам. Русофобия убивает", — как бы говорят нам русские националисты.
В общем, обычная левацкая, постколониальная, эмансипаторная риторика. "Русский марш" ничем не отличается от гей-парада.