Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 ноября 2016, 16:38

"Вафельница", разметка или светофоры: как убрать нарушителей ПДД с перекрёстков?

По словам советника руководителя ЦОДД Андрея Мухортикова, в России нужно создать федеральную библиотеку лучших практик организации движения, в том числе и на светофорах.

Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости/Владимир Песня

Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости/Владимир Песня

АНДРЕЙ МУХОРТИКОВ: Если говорить про эти реформирования в организации движения, на самом деле это всё началось ещё в начале 1990-х, когда полномочия по организации движения забрали от ГИБДД, передали на местный уровень. И, собственно, процесс-то идёт. Но вопрос в том, что денег для этого просто не хватает. И поэтому не хватает кадров, не хватает средств, не хватает опыта и знаний. Что касается вафельницы, то, ну, выезд на занятый перекрёсток – это в любом случае плохо и должно караться, наказываться. И более того, все штрафы-то на самом деле уже есть, и сейчас можно наказывать. Вафельница, по сути дела, не создаёт оснований для какого-то штрафования, это на самом деле больше психологическая вещь. То есть я сам наблюдал на тех перекрёстках. Как только появилась вафельница, действительно стали меньше выезжать. То есть одно дело, когда есть просто море асфальта, а другое дело, когда есть квадрат, и ты понимаешь, что если ты туда выедешь, то тебя с большой вероятностью оштрафуют, психология действительно у большинства водителей включается, что не надо туда выезжать, надо остановиться, подождать, пропустить встречную, не блокировать перекрёсток. Это работает. К тому же, как я уже сказал, вафельница – это просто средство организации движения. Их там десятки — сотни разных. И будут, значит, и условия применения. То есть, естественно, не должно быть такого, что остановился человек для поворота налево, а его оштрафовали за то, что он проехал на красный. Естественно, такого быть не должно. Но это всё, я очень надеюсь, будет в ГОСТах прописано.

Полную версию программы "Автопятница" с Андреем Мухортиковым слушайте в аудиозаписи.

П. ШКУМАТОВ: Здравствуйте, дорогие друзья! С вами Пётр Шкуматов. В эфире "Автопятница". Сегодня мы решили немножко пораньше начать, поскольку день праздничный. В 10 вечера у вас будут свои дела. Кто-то, может, будет согреваться. Как на трассе М10, помогут согреться водителям сотрудники МЧС. Они там открыли мобильные пункты обогрева, то есть баня, какие-то ещё согревательные элементы будут. А мы сейчас поговорим всё-таки о более насущных делах, историях. К нам пришёл Андрей Мухортиков, советник руководителя Центра организации дорожного движения города Москвы. Андрей, привет.

А. МУХОРТИКОВ: Добрый вечер.

П.Ш.: Начнём с того, что я буквально пару часов назад вернулся из Тулы. Это замечательный город, но там, к сожалению, с организацией дорожного движения какая-то полная катастрофа. Начнём с того, что у нас хотят внедрить вафельницу так называемую на перекрёстах — это жёлтый квадрат, расчерченный внутри диагональными линиями жёлтыми тоже. Если вы на нём остаётесь после того, как загорается красный свет, то вам приходит штраф. Так вот, я специально сегодня засёк, сколько раз я в Туле вот так вот оставался на перекрёстке на красный свет. Шесть раз.

А.М.: А почему вы оставались на перекрёстке?

П.Ш.: Я оставался на перекрёстке, потому что там настолько криво организованы левые повороты, что повернуть, допустим, через три полосы встречного движения просто невозможно безопасно. Поэтому приходится ждать красного. Загорается красный, и вот эта вся толпа машин, которая собралась на левый поворот, в итоге безопасно поворачивает налево.

А.М.: То есть там нет отдельной стрелки, нет отдельный фазы под левый поворот? Все накапливаются на перекрёстке, и, когда загорается уже красный, встречная перестаёт ехать, все поворачивают на красный? Вот это называется левый поворот на просачивание. В Москве они тоже кое-где ещё есть, но в подавляющем большинстве перекрёстков, особенно нагруженных перекрёстков, они обособлены. Отдельный ряд есть, есть отдельная фаза — стрелка в светофоре, соответственно проблемы такой нет.

Когда в Москве речь шла об эксперименте по внедрению вафельниц, выбирали перекрёстки, где нет левых поворотов на просачивание, чтобы штрафовали только тех, кто осознанно выехал на занятый перекрёсток и создал помехи всем остальным
Андрей Мухортиков

Сейчас в Москве три вафельницы: перекрёстки Велозаводская — Автозаводская, Велозаводская — Ленинская Слобода и Башиловская — Вторая Квесисская.

П.Ш.: К этому мы тоже сейчас перейдём. Но ведь Игорь Шувалов, который вице-премьер, он говорит о том, что теперь вот эта история с вафельницами будет тиражироваться по всей стране (во всяком случае, СМИ так пишет). Причём нигде нет никаких указаний: ни в нормативных актах, ни в ГОСТах, ни в ПДД, что вафельницу нельзя применять на тех перекрёстках, где нету вот такого специального выделенного левого поворота.

А.М.: Ну, что такое вафельница? Вафельница – это некое техническое средство организации дорожного движения. Как и любое техническое средство, сейчас пока только принято рамочное решение о том, что оно будет, а дальше, естественно, как и любое техническое решение, оно должно быть сопровождено условиями применения. И в том числе в условиях применения в ГОСТе по дорожной разметке и знакам и светофорам, естественно, будет прописано, что такую разметку (вафельницу) нельзя будет применять на перекрёстках, где есть левый поворот на просачивание. Потому что очевидно, что в этом случае будут оштрафованы водители, которые вполне легально совершают левый поворот на просачивание. Поэтому там очевидно предстоит сделать либо левую полосу и стрелку, либо просто на таких перекрёстках вафельница применяться не будет. Это очевидно. Ну, естественно, никто не снимает ответственности с местных органов власти или ГИБДД, кто по городам это всё будет организовывать. Поэтому я надеюсь, что таких эксцессов удастся избежать.

П.Ш.: Другой случай, тоже из Тулы. Едешь прямо, там нету таймера на светофорах практически ни на одном. Ну, есть там где-то в центре. Едешь прямо, горит зелёный, видишь, что небольшое затруднение движения, и тут, доезжая до середины перекрёстка, вдруг движение останавливается. И всё, ты уже никуда не денешься. Если бы там была вафельница, я бы получил штраф. Но, самое неприятное, почему это происходит? А потому, что другой светофор через 200 метров — он горит в противофазе этому. То есть он горит красным, когда этому перекрёстку горит зелёный, и наоборот. В результате каждый второй цикл водители провоцируются на то, чтобы совершать нарушения. Ну, хорошо, вот будет там вафельница, водитель получит штраф. Я абсолютно уверен, видя активность ГИБДД в этом славном городе, что там будет очень много таких мест и таких ловушек. Но что делать? Ведь это, по сути, такая подстава будет.

А.М.:

Если водитель выехал на перекрёсток, который, он видит, что едет медленно, и который занят, водитель в любом случае виноват.
Андрей Мухортиков

Но это, конечно же, не снимает ответственности с местных органов организации движения, потому что если два перекрёстка находятся между собой в 100 или 200 метрах, то очевидно, что режимы работы светофора должны быть синхронизированы. Собственно, в Москве эта работа ведётся очень активно.

П.Ш.: В Москве – да. Я это вижу.

А.М.: В регионах, к сожалению, с деньгами проблема. Для того чтобы синхронизировать два перекрёстка, нужно либо протянуть между ними кабели и к одному контроллеру подсоединить, либо дорожные контроллеры, которые на светофорах, поменять, поставить современные, завести их в единый ситуационный центр, подключить к компьютеру, который будет одновременно их включать. Это, скажем так, те деньги, которые вряд ли в Туле и в большинстве регионов есть. И что с этим делать, вряд ли мы на этой передаче найдём ответ.

П.Ш.: Давайте попробуем всё-таки найти ответ, потому что вот как изымать деньги у водителей, вот уже целый вице-премьер высказался, а как сделать так, чтобы водители не нарушали несознательно, – это уже другой вопрос, и очень важный.

А.М.:

По-хорошему, нужно создавать библиотеку лучших практиков организации дорожного движения на федеральном уровне, основываясь на уровне ЦОДД московского, других городов, которые внедряли разные передовые решения
Андрей Мухортиков

На самом деле этих решений не так уж много, и не так уж сложно всё это обобщить. А дальше всё это нужно распространить по регионам, учить местных организаторов дорожного движения. По сути дела, получим мы не только снижение пробок, повышение безопасности, ещё и экономию средств, потому что многие из вещей, которые сейчас в основном делают методом глобальной реконструкции, строительством развязок, очень многие проблемы, до 80%, на мой взгляд, можно решить, во всяком случае, сильно облегчить именно вот такими быстрыми недорогими средствами. Поэтому здесь нужен системный подход, обобщение, тиражирование этого опыта, в том числе вот по синхронизации светофоров — это даёт поразительный эффект. Мы это обсуждали: Варшавское шоссе в пересечении с Нагатинской, где там два светофора, как только они в рассинхрон попадают, там случайно какая-то поломка, тут же всё встаёт.

П.Ш.: Просто катастрофа наступает.

А.М.: Когда они работают синхронно, как один объект, вообще никаких проблем, то есть он работает так же, как и соседние перекрёстки, с той же пропускной способностью, никакого узкого места нет.

П.Ш.: Да, но если в Москве это происходит, потому что есть неравнодушные люди вроде тебя и других ребят, то, допустим, в регионах совершенно непонятно, что делать. Вот у нас есть замечательный перекрёсток в Санкт-Петербурге Большого Сампсониевского проспекта и Кантемировской улицы. Я это уже выучил. Нам люди пишут из Питера, что это просто какое-то заколдованное место, что там уже чуть ли не 30 лет одна и та же ситуация. Я вот даже сейчас открыл его, и он стоит колом. Казалось бы, прямо напротив Администрации Выборгского района. Там проблема в следующем: он слишком короткий светофор на основной ход по Большому Сампсониевскому проспекту, и в результате там скапливается пробка, кстати, на несколько перекрёстков, что людей заставляет их как-то перекрывать, провоцировать нарушения. И я абсолютно уверен, что, вместо того чтобы подправить длительность зелёного сигнала светофора на этом перекрёстке, на соседних появится вот эта вафельница. Почему-то вот мне моё чутьё подсказывается.

А.М.: А с других сторон этого перекрёстка движение свободное?

П.Ш.: Да, вот сейчас Кантемировская — жёлто-зелёная в оба направления, сам Большой Сампсониевский — красный. Трафик в основном сейчас идёт по Большому Сампсониевскому, потому что Кантемировская — она перпендикулярного направления, и там не такой большой трафик. Некоторые люди, конечно, объезжают, потому что там действительно какой-то коллапс происходит. Понятно, что уменьшить вот эти проблемы можно просто — банально отрегулировав светофор.

А.М.: Очень простое решение на любом практически светофоре, даже с самыми старыми контроллерами, можно сделать несколько программ по времени суток, когда утром будет работать в сторону центра, вечером в сторону области, а днём средне.

П.Ш.: И там надо ещё засинхронизировать несколько перекрёстков, то есть там есть перекрёсток с 1-м Муринским проспектом, с Земледельческой улицей. Но воз и ныне там. И самое главное, что местные автовладельцы пишут письма в Комитет по транспорту Санкт-Петербурга и в итоге получают какие-то несуразные ответы на тему, что будет, сейчас денег нет.

А.М.:

На регулировку светофора денег нужно совсем немного, практически не нужно вообще
Андрей Мухортиков

Есть контракт на эксплуатацию, всё это можно сделать. Это, скорее всего, просто отговорки.

П.Ш.: Вот сообщения начали приходить: "В Калуге одновременно с зелёным для авто горит зелёный для сонаправленного движения пешеходов. Получается, что все авто, кому налево и направо, только выехав на перекрёсток, сразу встают, пропуская пешеходов". А, кстати, гаишники тут же стоят там где-то поодаль и палят, что вот ты, дескать, не пропустил пешехода.

А.М.: А вот это, кстати говоря, такая работа светофора, — прямое нарушение ГОСТа. С 28 февраля 2014 года прямо запрещено организовывать движение в одной фазе пешеходов и транспорта. Поэтому гаишники в данном случае не выполняют свою прямую функцию, они не предписывают властям города светофор привести в соответствие с ГОСТом. В Москве эта работа ведётся системно, тут ГАИ занимает принципиальную позицию, ну, и в принципе, здесь лет 10 уже эта работа идёт. У нас практически не осталось в Москве светофоров, где пешеходы и транспорт пересекались бы. Поэтому здесь рекомендация всем автовладельцам такая (кто там, особенно, попал на штраф): в ГАИ писать заявления о том, что необходимо привести работу светофора на перекрёстке в соответствие с ГОСТом. Писать в ГАИ можно и Калужской области, можно и в федеральное, и городским властям. И они рано или поздно вынуждены будут это сделать. Это не так уж дорого — поставить дополнительные колонки светофора, пешеходные, и отрегулировать цикл. Другое дело, что, к сожалению, бывают ситуации, когда мы добавляем пешеходов в отдельную фазу, мы увеличиваем количество фаз, иногда это пробки усугубляет. Но если там пробок на этом перекрёстке нет, а если проблема с нарушением, пешеходов много и со штрафами, это, конечно, нужно сделать.

П.Ш.: Ещё слушатель пишет: "На улице Чертановской поворот направо в сторону Варшавки — такой светофор".

А.М.: Какие-то ещё, конечно, остались, но работа по их реконструкции ведётся очень интенсивно. Я думаю, что года через два-три их не будет вообще.

П.Ш.: Пишут нам: "В Санкт-Петербурге на Большом Сампсониевском на перекрёстке с Кантемировской проблемы ещё и из-за ремонта соседних дорог — Белоостровской и Студенческой, которые закрыты для проезда. Откроют — станет легче". Ну, я понимаю, почему станет легче. Потому что там все начнут объезжать этот перекрёсток. То есть там основная фишка у жителей Северной столицы заключается в следующем: они объезжают вот этот вот длинный долгий светофор, который Сампсониевский, объезжают  его справа и слева и выезжают на Кантемировскую улицу, на которой горит зелёный подольше. И в результате потом совершают там левый поворот или как-то ещё. Но это криво.

А.М.: Вы знаете, очень часто такие вот несуразные вещи объясняются тем, что на такой вот улице живёт кто-то очень важный, который себе пробил вот эту самую зелёную волну светофорную.

П.Ш.: Кстати, администрация Выборгского района находится на стороне Большого Сампсониевского, наоборот.

А.М.: Тогда я объяснить не могу ничем рациональным. Здесь поможет вот что: нужно всем неравнодушным, кто на этом перекрёстке стоит, стоял и дальше будет стоять, если ничего не изменится, нужно написать в Комитет по транспорту, в администрацию Санкт-Петербурга, в ГИБДД, которая имеет надзорные полномочия и может обязать власти города отрегулировать светофор, в Департамент по организации дорожного движения в Санкт-Петербурге. Вот если несколько десятков хотя бы писем придёт  в каждую из структур – это будет уже такой элемент резонанса, им надоест отвечать, и они отрегулируют всё. Вообще, это общая рекомендация: видите какой-то непорядок — обращайтесь к тем, кто должен это устранить, и рано или поздно это будет сделано.

П.Ш.: Давайте мы перейдём к другим темам, более позитивным, что в Москве происходят. Вот Андрей написал такой большой пост у себя в ЖЖ "Опыт, который пора перенимать и другим городам". Несколько важных мероприятий было проведено и реализовано, что самое главное, на московских улицах. Какие?

А.М.: В этом году на 30 транспортных узлах, на перекрёстках, как правило, с магистралями, была изменена дорожная разметка. Что было сделано? Было увеличено количество полос, например, за счёт сужения рядов. С космических четырёх — четырёх с половиной метров мы полосы сузили до нормальных европейских 3,25—3,5. В результате где-то удалось добавить ряд в прямом направлении, как, например, на Ленинском проспекте перед Миклухо-Маклая. Где-то удалось добавить ряд лево-поворотный, как на Профсоюзной улице, на улице Миклухо-Маклая, на Алтуфьевском шоссе перед Вологодским проездом, на Липецкой улице, на Воробьёвском шоссе и т.д. Где-то островками безопасности были прикрыты выезды с магистралей, как, например, съезд с МКАДа на Алтуфьевское шоссе, где раньше был хвост на МКАД из-за того, что не могли выехать нормально. Теперь два ряда прикрытых, теперь пробки на МКАД практически нет. В общем-то, решение достаточно несложное. Да, ещё одно забыл: направляющая разметка, когда едущие прямо остаются в своих полосах, то есть перед перекрёстком, если есть левый поворот, разметка уводит чуть-чуть правее поток, и, соответственно, перестраиваются только те, кому надо налево и направо, а те, кому нужно прямо, остаются в своих полосах.

Все эти решения относительно несложные, относительно недорогие
Андрей Мухортиков

То есть в Москве многое было реализовано просто даже в рамках замены асфальта вообще без каких-то дополнительных затрат. Меняется асфальт — разметка рисуется по-новому. За счёт этого удалось на нескольких десятках узлах магистралей повысить безопасность и повысить пропускную способность. То есть, по сути дела, мы точечно расширили несколько десятков узких мест, ликвидировали бутылочные горлышки.

П.Ш.: Я хочу у вас спросить, дорогие друзья, что вы вообще думаете на тему этих реформ, которые у нас скоро начнут тиражироваться по всей стране? У нас появится вафельная разметка по городам, и, к сожалению, вот таких неравнодушных к дорожному движению людей, специалистов, как Андрей Мухортиков, у нас на всех не хватит. Андрей есть, он один, и он в Москве. То есть все эти кривые светофоры, кривая разметка — вообще всё кривое,  оно начинается сразу, как только пересекаешь границу МКАД, ну, может быть, границу Московской области. Всё сразу начинает рушиться, вставать с ног на голову, и это ужасно. Вот смотрите, действительно ли нужно вводить сейчас вафельную разметку и начинать штрафовать за выезд на перекрёсток на красный свет с учётом всех тех нюансов, которые мы сейчас обсудили, или всё-таки необходимо сначала реформировать систему организации дорожного движения, чтобы всё-таки она работала и создавала удобства для водителей, повышала безопасность. Итак, что первее, вы считаете, что сначала надо ввести вафельную разметку, чтобы действительно люди не затыкали перекрёстки, а уж с организацией дорожного движения можно разобраться во вторую очередь? Или же сначала организация дорожного движения, а потом только штрафы? Звоните и голосуйте. У каждой точки зрения есть плюсы и минусы. Действительно, многие люди говорят, что давайте-ка мы сначала сделаем эту разметку, а потом разберёмся. А кто-то говорит о том, что надо сначала распространить, допустим, ваш опыт, Андрей, на всю страну, а только потом уже начинать как-то что-то, карательные меры применять.

А.М.: Пётр, ну, мне всё-таки кажется, что ждать, пока везде всё станет хорошо и как в Москве, это можно очень долго. Если говорить про эти реформирования в организации движения, на самом деле это всё началось ещё в начале 1990-х, когда полномочия по организации движения забрали от ГИБДД и передали на местный уровень. И собственно, процесс-то идёт. Но вопрос в том, что денег для этого просто не хватает. И поэтому не хватает кадров, не хватает средств, не хватает опыта и знаний. Что касается вафельницы, то, ну, выезд на занятый перекрёсток, это в любом случае плохо и должно караться, наказываться. И более того, все штрафы-то на самом деле уже есть, и сейчас можно наказывать.

Вафельница, по сути дела, не создаёт оснований для какого-то штрафования, это на самом деле больше психологическая вещь
Андрей Мухортиков

То есть я сам наблюдал на тех перекрёстках. Как только появилась вафельница, действительно стали меньше выезжать. То есть одно дело, когда есть просто море асфальта, а другое дело, когда есть квадрат, и ты понимаешь, что если ты туда выедешь, то тебя с большой вероятностью оштрафуют, психология действительно у большинства водителей включается, что не надо туда выезжать, надо остановиться, подождать, пропустить встречную, не блокировать перекрёсток. Это работает. К тому же, как я уже сказал, вафельница — это просто средство организации движения. Их там десятки — сотни разных. И будут, значит, и условия применения. То есть, естественно, не должно быть такого, что остановился человек для поворота налево, а его оштрафовали за то, что он проехал на красный. Естественно, такого быть не должно. Но это всё, я очень надеюсь, будет в ГОСТах прописано.

П.Ш.: Итак, вы за позицию Андрея Мухортикова, или вы считаете, что сначала надо создать работающую, действующую, с обратной связью структуру по организации дорожного движения в тех регионах, где вводится вот эта история, и только потом начинать штрафовать водителей? Слушатель нам пишет: "Уже несколько месяцев езжу по новой разметке и хочу поблагодарить человека, который это придумал. Это так просто и гениально. Ездить стало в разы удобнее. У меня даже была теория, что в Минтранс наконец-то, вместо пэтэушников, которые нюхают клей, набрали нормальных людей".

А.М.: На самом деле, очень радует, что люди замечают  изменения. Хотя есть такой парадокс. Какая разметка оптимальна? Когда была пробка, непонятно, что изменилось, а пробки не стало.

П.Ш.: Ещё пишут: "Тоже езжу по Андропова регулярно, в час пик все стоят на жёлтой разметке, иначе не проедешь". Ну, очень много сообщений. Давайте я подведу итоги.

А.М.: Что иначе не проедешь — это лукавство.

П.Ш.: Ну, 14% считают, что надо сначала штрафовать, потом уже заниматься организацией дорожного движения, прежде всего, по регионам. И 86% наших радиослушателей считают, что всё должно быть ровно наоборот.

А.М.: Вот я думаю, что если был бы вариант, что и тем и другим надо заниматься, за него бы, скорее всего, проголосовало бы большинство.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров