Завтра наступит сегодня: как выучиться в современном мире?
О том, как стать конкурентноспособным специалистом в эпоху скоростей — в то время, когда каждый хочет опередить завтрашний день, и как правильно выстроить свой учебный процесс, чтобы полученные знания действительно пригодились нам в непростом и таком непонятном будущем, Лайфу рассказал Дмитрий Волошин.
Фото: © flickr.com/Miguelángel Guédez
Давайте попробуем понять, какое умение будет самым важным в будущем? Чему учить наших детей, чему учиться самим? Мы же хотим немного больше определённости? Понять, что там, за углом? А будущее сейчас ох как непонятно. Много, много разных предсказателей, шаманов. И технологии поменяются, скоро овладеем телепортацией, значит, на пилота лучше не учиться. Роботы заменят людей, даже смогут писать тексты, значит, прощай, журфак. Каждый день новые прогнозы. Такой мир стал быстрый.
Я бы не доверял предсказателям. О будущем лучше судить по трендам, по векторам, по тенденциям. Вот сейчас я вижу тренд ускорения. Мы каждый день двигаемся чуть быстрее, чем вчера. Если хотим поспеть. Если хотим сохранить или найти своё место. Информация, много информации. Надо принимать решения, надо делать это быстро. Ещё быстрее, чтобы успеть получить новый вброс информации. Забавно, но из триады конца 80-х (перестройка, ускорение и гласность) ускорение определённо оказалось живучее.
Как жить в эпоху скоростей? За счёт чего конкурировать с молодыми и выросшими в других темпах? Или, с другой стороны, как не отстать? Что нужно делать и куда бежать? Мой ответ прост: надо учиться учиться. Да-да, все мы умеем учиться. Мы так считаем. Мы же учились в школе, сдавали сессии в университетах. А если посмотреть правде в глаза? Когда последний раз вы учились? В смысле, когда вы получили опыт, который пригодился в жизни?
Я уверен, что давно. Я уверен, что недавно вы прочитали клёвую бизнес-книжку. Или две-три недели назад посетили конференцию. Или прошли курс на Coursera два месяца назад. Посмотрели несколько TED talks. Даже написали статью. Год назад. Но разве это про учёбу? Разве это дало вам полезный и, главное, применимый опыт? Конечно, нет. Вы были проинформированы. С той или иной степенью полезности. Как правило, весьма небольшой. Информации же вокруг море, да? И это просто ещё один информационный вброс.
Тогда что такое учиться в современном мире? Мы ведь уже поняли, что поспевать можно обучаясь, да? Тогда как и чему учиться? Где и сколько? Чтобы понять это, надо начать учиться учиться. Прокачивать в себе этот навык. Начать стоит с целеполагания. Мы привыкли учиться неосознанно. Не понимая своих выгод и своих ожиданий. Потому что так надо. Помните, как вы выбирали вуз? Ну что, анализировали истории успеха выпускников? Ходили по предприятиям, чтобы понять, нравится вам эта профессия или нет? Наверное, лишь 5% читающих этот текст скажут "да".
Понять, зачем вы учитесь, за вас никто не сможет. Ни в одной книжке не будет перечня ваших мотивов. Но, не поняв их, нельзя двигаться дальше. Учиться сложно. Вы тратите не просто своё время, вы тратите время на любимые привычки. С каждым годом привычек больше, а значит, больше сопротивления. Чтобы его побороть, надо очень чётко видеть цель. Не упускать её из внимания, каждое утро "наводить резкость". Тогда есть шанс, что учёба не станет просто информированием. Задайте себе вопрос "зачем?" и не отпускайте самого себя, пока не получите простой, честный и короткий ответ.
Ещё один вопрос, который стоит себе задать, это вопрос "когда?". Мы уже поняли, что за пределами университета тоже есть место для учёбы. И ещё можно поспорить, где она интенсивнее: в 20 лет или в 40. И так как интенсивность жизни увеличивается, то вопрос "когда?" не менее важен, чем "зачем?". Тут есть небольшой лайфхак: используйте учёбу как последний шанс. То есть попробуйте все другие способы решения задачи (рабочей ли, личной ли) и, нахлебавшись своих ошибок, идите учиться.
Я понимаю, что это непривычно. Обычно же идут до, а не после возникновения задачи или проблемы. Попробую вам показать, что я имею в виду. Каждый из вас был на тренинге. Ну, например, публичные выступления или что-то вроде. Вы помните вашу группу? Сколько людей там реально нуждались в этом обучении? А сколько из них применяли полученные навыки через три месяца? Полгода? Год? Даже если они очень замотивированы, пусть и собственным любопытством, но если ситуация не созрела — то бесполезно. Нет смысла учиться, когда непонятно где применять, понимаете? Поэтому ответ на "когда?" не менее важен ответа на "зачем?".
Остался один вопрос. С него, как правило, начинают. А он самый простой, и ответ на него самый простой. Это вопрос "как?". Действительно, так много всего вокруг. Как лучше учиться? В современном, цифровом мире. Тут вам и интерактивное дистанционное обучение, и "большие данные" при выборе образовательной траектории, и, простите, геймификация. Хорошо, что люди от образования стали попроще выражаться. Ещё десять лет назад было просто не разобраться. Сейчас сложно, но можно. А хочется ведь простого, да?
Я боюсь показаться консервативным. Впрочем, да, я консервативен. Потому что немного знаю, как работают современные методы обучения. В общем, если есть возможность, то лучше учиться у живого человека. У одного и одному. В идеале — лично, в виде исключения — дистанционно. Важно, чтобы этот человек имел релевантный опыт, чтобы горел интересной вам темой. Чтобы умел учить, и чтобы ему нравились лично вы. В идеале, чтобы ваши жизненные ценности совпали. Вот тогда обучение будет весьма эффективным. Вот тогда и возникнет опыт, который вы сможете применить в жизни.
Что я хотел сказать этим текстом? Мир стал очень сложным. Мой бедный мозг скрипит каждый день, пытаясь переварить огромный объём информации и принять оптимальные решения. С каждым днём скрип усиливается. Отчасти потому, что информации становится больше, отчасти потому, что я становлюсь старше. Пытаясь сделать скрип тише, я учусь учиться. Понимая, что только через овладение новыми инструментами работы в новом мире я смогу найти немного времени на какие-то свои привычки. А овладеть этими инструментами я могу, изучая их и обучаясь ими пользоваться. Вот такая простая логика.