Мы счастливы! Соцсети рассказали об эмоциональном состоянии россиян
Россияне в основном счастливы и довольны жизнью. По крайней мере, такое впечатление создаётся при анализе их статусов в соцсетях. Лайф представляет карту "Индекса любви" по регионам.
Аналитическая компания Brand Analytics исследовала эмоциональное состояние россиян по их публикациям в соцсетях — "ВКонтакте", Facebook, Twitter, LiveJournal, Instagram и прочих. Выяснилось, что в этом году пользователи чаще пишут о позитивном, чем о негативном.
Методология исследования проста: аналитики просто подсчитали русскоязычные упоминания "любви" и "ненависти" от первого лица в настоящем времени. "Обожаю кулебяку своей бабули" и "Я счастлив, что начальник уехал в командировку на полгода" — примеры, которые пошли в зачёт позитивного состояния. "Бесит осень" и "Твит ненависти", соответственно, отправились в противоположную колонку. В общей сложности аналитики проверили 325 млн русскоязычных сообщений от 21 млн авторов. Из них эмоционально окрашенными оказалось всего 4,5 млн постов. При этом 80,7% сообщений повествовали о любви и лишь 19,3% — о ненависти.
Для наглядности аналитики придумали своеобразный "Индекс любви" — показатель, представляющий собой отношение числа положительных публикаций к числу отрицательных. Оказывается, самые счастливые люди живут в Еврейской автономной области: постов о любви здесь подавляющее большинство ("Индекс любви" — 6,8). Также в первой тройке Забайкальский край (6,7) и Удмуртия (6,2). А хуже всего настроения на югах – на последних позициях оказались Крым (3,6), Дагестан (3,4), Ставропольский край (3,3). "Антилидером" же стала Чеченская республика (2,6).
В целом по стране индекс составляет 4,2 балла.
Верить ли "Индексу любви"?
Психологи довольно скептически отнеслись к "Индексу любви". Так, бывший редактор нескольких тематических изданий Инна Кравченко отметила, что в соцсетях часто люди создают определённые образы, которые далеки от реальности.
— Мне кажется, что людям в принципе в большей степени свойственно позитивное мышление, чем негативное. Иначе бы им было трудно выжить, — говорит она. — Также больше принята публичная трансляция позитива, чем негатива. Это способствует созданию в соцсети собственного образа успешного человека. Если рассматривать это исследование с точки зрения региональности, то в центральных районах, в столицах уровень критического мышления выше, поэтому общий индекс "мимимишности" ниже.
С коллегой согласна и психолог Марина Смовж.
— Эта тенденция заложена самой сутью социальной сети — публичным пространством, позволяющим презентовать себя в лучшем свете. У каждого есть возможность показать себя таким, каким хотелось бы быть, а не таким, какой он есть на самом деле. Именно поэтому подписчикам, френдам и фолловерам предоставляется информация, прошедшая внутреннюю цензуру и соответствующая критерию "У меня всё отлично".
Именно поэтому Смовж отмечает — не стоит делать однозначные выводы о том, что пользователи соцсетей стали жить лучше или стали как-то более позитивно смотреть на мир.
— Скорее, они научились более грамотно вести себя в соцсетях, учитывать правила этого пространства: чем больше позитива, тем больше лайков, — объясняет она.
Специалист в области новых медиа Антон Васецкий считает, что Brand Analytics стоит расширить своё исследование.
— Лично мне в этом исследовании не хватает детализации: хорошо бы аналитики ещё изучили, что именно люди любят и что ненавидят, было бы интереснее и нагляднее. Если бы данное исследование показало, что больше всего люди любят котиков, на втором месте — чашку кофе, а на третьем — вечера в кругу семьи, это давало бы лучшее понимание настроений.