Воспитать тирана. Психолог — о том, какие мультфильмы не надо показывать малышам
Специалист по детской психологии Елена Смирнова рассказала, с какого возраста можно смотреть популярные российские мультсериалы.
Коллаж © L!FE Фото: © flickr / verkeorg, ООО «Маша и Медведь», "Новые Медиа"
Полную версию беседы Лайфа с Еленой Смирновой слушайте в аудиозаписи.
М. БАЧЕНИНА: Как сейчас выразилась наша гостья, которую я через пару мгновений представлю, "Маша и Медведь" раскололи общество пополам. Это происходит уже не первый раз. У нас в студии руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, специалист в области детской психологии, психологии развития Елена Смирнова. Елена Олеговна, здравствуйте.
Е. СМИРНОВА: Здравствуйте.
М.Б.: Мы с Игорем прочитали сегодня, что в очередной раз сказано о том, что несколько мультфильмов мамы не хотят ставить, и даже даны выдержки.
И.И.: Много претензий к современным мультфильмам, не только к "Маше и Медведю". Всё то, что сыплется с экранов на наши головы, а через нас и на головы детей. Есть задумывающиеся родители, а есть те, кто включил телевизор и считает, что раз мультфильм — значит, он добрый. "Маша и Медведь" — иностранный мультфильм типа "Губка Боб ", "Симпсоны" и "Шрек".
М.Б.: Они для взрослых, идут на канале "2х2".
И.И.: Какие общие пласты можно выделить, которые стоило бы обсуждать? Когда говорят: "А ребёнок же смотрит", — специалист отвечает, что смотрит, потому что яркие цвета, которые привлекают ребёнка, а вовсе не сюжет. Что ещё есть из таких вещей?
Е.С.: Если говорить о развивающем значении мультфильмов, а они имеют отношение к детскому развитию, то главное — перенос ребёнка в некоторое смысловое поле, проекция "я" в пространство фильма и обратный перенос. Я сопереживаю этому герою, включаюсь туда. Это, безусловно, расширяет пространство жизни ребёнка. Это некоторое зеркало, которое отражает и усиливает его самоощущение.
М.Б.: Я не помню, чтобы в моём детстве родители беспокоились, что это зеркало будет кривым. Какие самые большие претензии к современным мультфильмам? Давайте пройдёмся по названиям.
Е.С.: По каждому фильму можно говорить отдельно. Давайте про "Машу и Медведя". Маша — человек без рода, без племени, у неё ни родителей, ни семьи. Непонятно, где она живёт.
И.И.: Я то же самое там увидел.
Е.С.: Странные поступки, несмешные.
И.И.: Мишке больно, она побежала дальше гоготать.
Е.С.: Она несёт некоторую опасность для детей до пяти лет.
М.Б.: У меня складывается впечатление, что ни вы, ни Игорь не смотрели все серии. Маша — добрейшей души ребёнок. Да, она гиперактивная. Когда Медведю плохо, она его лечит, ухаживает за ним, но она шалит.
Е.С.: Мы можем спорить по каждому случаю. Но я сталкивалась со случаями, когда маленькие дети воспроизводили её поведение. Предположим, срывали игрушки с ёлки, кидались во взрослого.
М.Б.: "Ну, погоди": заяц — тиран, волк — жертва. Волк падает, не умирает.
Е.С.: Давайте разделим маленьких детей, которые воспроизводят, уподобляются очень легко и детей после шести-семи лет, которые всё это воспринимают с юмором.
М.Б.: Я поняла, это важное замечание.
Е.С.: Маленькие дети не могут отстраниться от этого.
И.И.: Нормально, что у неё голова размером со всё остальное тело?
Е.С.: Это ненормально, но это такой художественный образ. Серии очень разные. Ничего вредного тут нет, но для маленького ребёнка невнимание к состоянию другого может стать образцом. Это фильм для младших школьников.
М.Б.: Для тех, кто понимает, что это сказка.
Е.С.: Для тех, кто может понять эту шутку.
И.И.: В детских поликлиниках повесили телевизоры и крутят это.
Е.С.: Беда в том, что этот фильм демонстрируется в "Спокойной ночи, малыши", которую смотрят дети от года. Эта Маша раскручена до невероятности.
"Смешарики": шутки для взрослых
И.И.: Слушатель спрашивает по поводу "Смешариков". Что про них скажете?
Е.С.: Тоже фильм не для детей. Там много взрослого, офисного юмора с сексуальным подтекстом иногда, с профессиональным подтекстом. Там намёки отношений в некоторых сериях.
М.Б.: С трёх лет детей нужно погружать в то, что такое отношения. Они должны знать, что такое любовь, обида, злость.
Е.С.:
М.Б.: Я с этим соглашусь. Но моё мнение такое, что эти гениальные мультики, как "Маша и Медведь", "Смешарики", семейные. Эти шутки поймут взрослые, и им интересно, а вот эта вторая параллель — для детей.
Е.С.: Тут вопрос, что понимают дети и насколько это для них имеет развивающий эффект в смысле эмоций, моделей поведения, понимания того, что происходит.
0+: что смотреть трёхлетним детям?
И.И.: Есть принципиальный разрыв между теми мультфильмами и современными?
М.Б.: Золотой фонд.
Е.С.: Конечно, есть. Совершенно другой эстетический ряд, другой темпоритм, другие образы, сюжеты. Те фильмы были очень детскими. Я, как детский психолог, очень ценю детскость.
М.Б.: А можно примеры?
Е.С.:
М.Б.: Почему это сейчас совершенно неинтересно даже трёхлетнему ребёнку? Он уже испорчен?
Е.С.: Им с года показывают клиповые, быстрые фильмы. Их легче смотреть, они сами приковывают внимание, там нет пауз, когда ты можешь пережить что-то и почувствовать.
И.И.: А помните, диафильмы были? Картинка, и ребёнок сам достраивал образ.
Е.С.: Диафильмы — значительно более полезная вещь, чем мультики.
Е.С.: Ты можешь медленно в детском темпе прокрутить, взрослый своим голосом читает. Они требуют присутствия взрослого. Вот уж семейное дело.
М.Б.: Слушатели спрашивают про "Свинку Пеппу". Она вредная для ребёнка или нет?
Е.С.: Нельзя так говорить "вредная". Никакого физического и психического вреда не будет, если он будет играть с куклой или смотреть этот фильм. Но есть фильмы, которые мы можем рекомендовать, которые полезны. Мы просмотрели порядка 200 фильмов и выбрали те, которые рекомендуем для детей трёх, пяти, семи лет, для школьников и подростков. Для малышей в основном это "Союзмультфильм". Сейчас редко появляются хорошие фильмы для маленьких детей, для подростков — много.