Не звони мне
Журналист Алексей Кикоть — о конце эпохи телефонных разговоров и новом цифровом этикете.
Кадр из фильма "Телефонная будка" Фото: © Kinopoisk
В последние пару месяцев из разных концов "Фейсбука" всё чаще доносятся рассуждения о том, какие же средства связи можно и нужно использовать для работы.
Я хочу сразу оговориться, что речь идёт в первую очередь о столицах и городах миллионниках. Понятно, что чем больше население, тем быстрее должна быть коммуникация, и то, на что в Москве по какому-то внутреннему ощущению усредненного жителя должно уходить не больше часа, в моём любимом Таганроге может уйти неделя, и все будут довольны.
Кто-то пишет, что устал от всех этих мессенджеров и соцсетей и теперь перешёл на классические звонки и доволен, ну просто как никогда ранее доволен не бывал.
Наталья Архангельская, главред SNC, пишет в своей колонке, что в "Фейсбуке" по делам незнакомому человеку писать никак нельзя, а вот позвонить — конечно, надо, правда нужно его предупредить сообщением.
Да вот незадача: жизнь такая штука, что мне, например, очень часто необходимо поговорить с теми людьми, чьего номера у меня нет, и которые, скорее всего, не подозревают о моем существовании. Поэтому самый простой путь — написать им в социальной сети.
Недавно я ужинал с другом — очень занятым человеком с графиком работы близким к 24/7. Именно за ужином мы с ним и пришли к такому выводу: звонок — это очень грубое вмешательство в частную жизнь.
Звонок — это примерно как прийти под дверь и начать бить в неё ногами и кричать: "Я знаю ты здесь! Ты просто не хочешь со мной говорить, давай, открывай, собака такая!"
Звонок — это принуждение. Человеку, скорее всего, придётся на него ответить, и он не сможет придумать достоверную отмазку. "Извиняюсь, что-то не заметил пропущенного".
Открою тайну: все всегда замечают пропущенные, просто не хотят разговаривать. Не надо ставить других в идиотское положение и заставлять врать. Более того, звонок посреди дня по нерабочим вопросам — это признание того, что ты не считаешь работу другого важной или сложной.
Знаете, как в тех мемах про отсталых родителей и сына-программиста: "Ой, а можешь приехать нам огород вскопать, всё равно сидишь там со своим кампухтером".
Я думаю, что сейчас звонить на личный номер стоит только в том случае, если:
а) Вы очень близкие друзья / члены семьи.
б) Вы находитесь в равных / партнёрских отношениях или это ваш подчинённый.
При этом для обоих случаев является обязательным третье условие:
в) Вы уверены, что прямо сейчас человек, которому вы звоните, не занят.
Конечно, если человек не указал этот свой номер как рабочий. Тогда никаких вопросов.
Всё действительно перевернулось: если раньше соцсети были чем-то очень личным, то давно уже совсем наоборот. Просмотр профилей кандидатов — это обычная практика для HR уже примерно лет шесть.
Те, кто действительно заботится о своей карьере, превращают свою страницу в инструмент продвижения собственного бренда, пишут о своих успехах и неудачах, планах, наградах, рассказывают истории из профессии и рынка, на котором работают.
Я знаю это прекрасно на своём опыте. Последние 5 лет все места, где я работал, все подработки, фрилансы и прочее я находил только благодаря "Фейсбуку", точнее даже они находили меня. Для меня это 100% рабочая платформа, как и любая другая социальная сеть, и я считаю абсолютно верным писать в социальные сети любому незнакомому человеку.
Если вам кажется, что это личное, у меня плохие новости — это такое же личное, как душ с полупрозрачными стеклами посреди Красной площади.
Мы сейчас настолько окружены всеми возможными сервисами, гаджетами и прочим, что когда наконец выходишь из офиса и садишься в ресторан со старым другом, переворачиваешь телефон, ставишь на беззвучный и выдыхаешь, меньше всего хочешь получить звонок на какую-нибудь пятой важности тему, которая легко бы подождала минут 10—15. Никто бы не умер, стоило всего лишь написать.
Самый главный плюс переписок и то, почему я больше всего люблю голосовые сообщения, — у вас всегда остаётся весь текст, каждая реакция в случае возникновения разногласий, к этому можно апеллировать. А голосовые сообщения ещё и исключают возможность глупых отмазок, мол, это не я написал, это кто-то другой.
Конечно, можно сказать что весь смысл звонков как раз и заключается в том, чтобы нарушать спокойствие человека и получать от него моментальную реакцию, а не ждать ответа час, день, два, но задумайтесь вот о чём. А стоит ли вам вообще работать или общаться с людьми, от которых вам так долго приходиться ждать реакцию на важные вопросы.
И если вы задумаетесь, то, конечно, ответом будет "нет". Ответственные люди всегда реагируют на любой запрос так быстро, насколько это возможно и насколько требуют реалии вашего бизнеса, ну или общения. А если они сейчас не отвечают, значит они заняты чем-то другим, и это тоже нужно уважать, а не ломиться, как американцы на распродажи в Чёрную пятницу.