Бизнес по-трампамерикански
Публицист Владимир Никитаев — о том, почему лучше повторить учебник по основам бизнеса, чем бояться "непредсказуемости" нового президента США.
Фото: © REUTERS/Staff/Remote
Главное слово, употребляемое сегодня при обсуждении Дональда Трампа, — "непредсказуемость". О новом президенте США думают так, как если бы он действительно был трикстером, способным магическим образом перевернуть всю игру.
Одних "непредсказуемость" Трампа очень пугает. Например, крупный бизнес и транснациональный истеблишмент. Британская газета Mirror, уже само название которой говорит о любви к волшебным сказкам, сравнивает дату победы Трампа на выборах, 9/11, с 11/9 — датой глобальной катастрофы.
Другие, в том числе (или даже прежде всего) в России, видят шанс на изменение ситуации к лучшему.
Безусловно, мир стоит на перепутье.
Спекулятивно-инвестиционный механизм экономического роста исчерпал свои возможности. В нём усугубляется структурный диссонанс, то есть диспропорции реальных и финансовых инвестиций, экономического роста, долга, инфляции, монетарной политики и цен на активы. Причём снижаются не только темпы реального экономического роста, но и роста потенциального.
Набирает силу "обратная волна", которая движется из стран третьего мира в страны Запада и несёт за собой новое поколение, очарованное транслируемыми массмедиа картинками "красивой жизни" в буржуазно-демократическом обществе. Но поколение это отнюдь не намерено упорно работать и в этом обществе ассимилироваться.
С учётом того, что в перспективе ближайшей четверти века население Африки может вырасти на миллиард человек, нынешняя миграционная ситуация — ещё даже не цветочки.
Мировой "однополярный" порядок стал невозможным не только потому, что у США появились конкуренты или иссякают силы, но и в силу того, что само понятие полюса в новом мире утратило прежний смысл.
Политические элиты Запада уже несколько лет ищут выход из этой ситуации. Свой вариант был у демократов, его проводил Обама, свой вариант выдвинул Трамп.
Как известно, он предполагает поворот от развития транснациональной экономики к развитию национальной, в чём-то даже традиционной (например, угольной отрасли), включая снижение налоговой нагрузки и инфраструктурные инвестиции, жёсткий протекционизм во внешней торговле и заслон на пути миграционного "девятого вала".
Пожалуй, наиболее подходящий для стратегии Трампа слоган — "Или грудь в крестах, или голова в кустах".
При этом поворот в одну или другую сторону этой дилеммы зависит не только и не столько от усилий самих США, сколько от способности американской администрации договариваться так, как это принято именно в бизнесе.
Кстати, российскому руководству выстраивание политических отношений, в том числе международных, в логике бизнеса близко и понятно. Поэтому если Трамп действительно бизнесмен до мозга костей и будет действовать как бизнесмен, то есть реальные шансы устроить российско-американские и вообще международные отношения, как говорится, "на взаимовыгодной основе". Без рисков непредсказуемости.