Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 февраля 2017, 18:24

Учитель считает, что у приемного ребенка ужасная генетика. Из детдома - в школу

Приемные дети даже после того, как находят семью, могут оказаться "чужими". Но уже для одноклассников и учителей. Их жалеют, их опасаются, ведь "генетика себя может показать". Лайф о том, как и почему унижают тех, кто еще во младенчестве пережил самую ужасную травму - от них отказалась мать.

Фото: © Shutterstock

Фото: © Shutterstock

Генетика даст о себе знать, это видно

Просто удивительно, как школа сумела превратить нашу вполне счастливую жизнь в настоящий кошмар, - рассказывает Лайф Галина, приемная мама из города Мытищи. - Алина в семье с раннего возраста – мы взяли ее, когда ей был 1 год и 4 месяца. Еще тогда у нее была задержка психического развития, что вполне объяснимо, так как она с младенчества находилась в доме ребенка. А потому мы бросились нагонять упущенное – посещали разные занятия для дошкольников, дочке нравилось.

Алина росла симпатичной, обаятельной и общительной девочкой, но была и остается гиперактивным ребенком. В школу она пошла в 6 лет и 9 месяцев. Мы выбрали хорошую опытную учительницу, но учеба не давалась Алине. Она сидела за первой партой, но ничего не писала, учителя не слушала. Я поняла, что программу по математике Петерсона дочь не тянет.

Потому у меня возникла идея перевести Алину в частную школу, и к началу 2 класса мы это сделали. Нашей радости не было предела: класс 12 человек, школа рядом с домом, ребенок будет делать домашнее заданее в школьных стенах... Но счастье длилось недолго: оказалось, что в частной школе принято каждый месяц неофициально доплачивать учительнице за "терпение". Я этого не делала, и к январю Алину начали откровенно травить.

Весной директор этой школы пришла в опеку с ужасной характеристикой на мою дочь и со словами: "Пусть эта мамочка заберёт ребёнка из моей школы". В бумажке чего только не было, даже откровенная клевета – например, что Алина ходит на уроки в рваной одежде (на самом деле она просто как-то раз упала и порвала колготки). Я поняла, что после такой характеристики у меня могут просто забрать дочь, и очень испугалась. Из частной школы я Алину тут же забрала, а она получила сильную психологическую травму. Ещё долго дочка спрашивала: "За что меня выгнали?". Она до сих пор вспоминает, как с ней дружили дети.

Фото: © L!FE / Владимир Суворов

По указанию опеки, в апреле мы вернулись в свою первую школу, но только в другой класс, т.к. в частной мы обучались по программе "Школа России" (Система учебников, - Прим. Лайфа). Встретили нас неласково, никакого индивидуального подхода мы не получили, только систематические выговоры и травлю ребенка. Например, учительница из группы продлённого дня постоянно рассказывала мне, какая ужасная у меня девочка: "Она ещё покажет свою генетику, я работала в детском доме и таких детей насквозь вижу". 

Учеба давалась Алине очень тяжело. Систематические перегрузки (уроки в школе, домашние задания, репетиторы) дали о себе знать – у Алины случился нервный срыв. Доучились…

Сейчас дочка учится в 5 классе. Учителя по-прежнему ничего не желают понимать, воспринимают приемных детей как монстров, которые портят им жизнь. Опасаясь рецидива нервного срыва, мы снизили нагрузки – отменили репетиторов. Учиться дочке также непросто, но мы вместе с Алиной обязательно каждый день делаем все уроки. За контрольные в основном получаем двойки, но за устные ответы – тройки, четверки и пятерки.

В связи с особенностями ребёнка врачи рекомендовали Алине школу 7 вида (коррекционная спецшкола для детей с частичным расстройством овладения чтением, связанным с задержкой психического развития, - Прим. Лайфа). Но такой школы у нас в городе нет, можно пойти только в школу 8 вида - для умственно отсталых. Но московская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) считает, что у Алины нет умственной отсталости и грех отправлять ее в такую школу, так что нам дали заключение на обучение по программе обычной школы, но с индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. А директор объяснила нам, что индивидуальное сопровождение обеспечить невозможно.

У нас в Мытищах есть такая практика: если у ребёнка несколько двоек в четверти, его переводят в коррекционную школу. Я долго думала и теперь уже не против "коррекционки" - может, для ребенка так будет лучше, спокойнее? Кстати, биологическая мама Алины жила в интернате 8 вида, в такой же школе учится и ее кровная сестра.

Теперь каждый учитель сам решает, имеет ли он право поставить двойку и тем самым отправить приёмного ребёнка в школу для умственно отсталых. Вот с таким "светлым" чувством мы и учимся. Нам осталось продержаться в этом кошмаре пять лет, - с горечью добавила Галина.

Когда ты груб, но мама извиняется вместе с тобой

Фото: © L!FE / Владимир Суворов

Другая мама Оксана Кузнецова (у нее четверо усыновленных и трое родных детей) все-таки смогла справиться с неприятием ребенка в школе: она рассказывала об особенностях школьника педагогам и родителям одноклассников.

- Мой приемный сын Антон пошел в 1 класс вскоре после того, как попал к нам в семью, то есть период адаптации в новой семье совпал у него с началом учебы. Было сложно, но за несколько месяцев мы подготовились к школе. Летом я сама учила его буквам и цифрам, следуя рекомендациям психолога и дефектолога,  я малыша не перегружала, каждые 15 минут меняла вид его деятельность и т.д. Вопреки мифам, приемные дети вовсе не глупые, просто они хуже запоминают материал из-за пережитого ранее стресса (это, например, жизнь в детском доме или интернате, насилие со стороны биологических родителей, - Прим. Лайфа). 

В школе я поговорила с учительницей, рассказала ей историю Антона и предупредила, что мальчик, хотя и готов к школе интеллектуально, но может вести себя не вполне адекватно – ходить во время уроков, грубить, кого-то толкать… Так все и происходило. Учительница постоянно говорила мне, что ребенок не готов к школе. Антон мог, например, ударить ребенка, нечаянно наступившего ему на ногу на лестнице.

Это был очень непростой период для нас. Я набралась терпения и рассказывала об особенностях поведения приемных детей учителям и родителям других школьников. И, конечно, объясняла Антону, почему нельзя драться - мы вместе извинялись перед другими детьми и дарили им конфеты… К счастью, в большинстве случаев это находило понимание. Сейчас, в 3 классе, Антону уже намного легче: он почти не дерется и лучше учится, - поделилась женщина.

Детдомовский - значит, дурачок

В благотворительном фонде профилактики социального сиротства Лайф показали жалобы на школы и учителей, которые приходят от родителей приемных детей.

-  Учитель начальных классов изначально встала в позицию: детдомовский, значит, дурачок. 

- Учительница рассказала некорректно тайну происхождения моего ребенка

- Директор приёмных детей ненавидит, всячески делает пакости и в открытую заявляет, что ей приёмные дети мешают в школе. Хотя жалобы на моих детей только от нее.

-  Из предыдущей школы ушли. Там учитель неприязненно относилась к сыну и одноклассники за ней повторили. Мы поняли это не сразу. Успеваемость была на нуле. 

- Родители одноклассников не хотели, чтобы с их детьми вместе обучался «приемыш». 

-  Одноклассники отвлекаются на активного приёмного ребёнка и в ответ проявляют агрессию.

-  С подачи учителя - моих приемных детей дразнят в классе "детдомовскими". На родительских собраниях педагог настраивает взрослых против нашей семьи.

Школьный учитель истории, а сегодня репетитор Виктория Клепикова в свою очередь рассказала, что с приемными детьми работать действительно непросто. Однако, по ее словам, унижают особенного ребенка и распространяют слухи среди детей только педагоги, которые и обычных школьников (с кровными родителями) могут обидеть. 

- У меня были классы с детьми из детдома, сиротами, живущими с бабушками,  и  совсем одинокими учениками, находящимися на попечении волонтеров. Все это были очень сложные дети, обиженные на взрослых, испуганные, агрессивные, сильно отличающиеся от ребят из благополучных семей. Преподаватели относились к ним не хуже и не лучше, чем к остальным, - сказала Клепикова. - Но я наблюдала травлю со стороны одноклассников. Я помню, как унижали девочку-сироту. Но я думаю, что основной причиной буллинга (то есть травли) был не тот факт, что у школьницы нет родных, а то, что она не была похожа на других.

"Наследственные" стереотипы не без оснований 

Фото: © РИА Новости/Михаил Воскресенский

По мнению психолога Натальи Варской, учителя могут плохо относится к приемным детям из-за стереотипа - "вылезет плохая генетика". 

- Предвзятое отношение к ребенку из детдома может возникнуть потому что многие думают, что раз ребенка бросили, то, наверняка, семья была неблагополучная, родители алкоголики, генетика плохая. Учителя не имеют право разделять на белых и черных, по национальности и генетике. Они обязаны всем одинаково доносить знания, создавать равные условия для развития. Но люди бывают злые, не все же от Бога преподаватели. Как говорится, никуда не поступили и пошли в педагогический вуз. Вот они и не любят свою работу, - утверждает Варская. - Эта проблема берет корни еще в СССР. Но тогда реже усыновляли, и такие случаи были редкостью. Самая главная проблема усыновленных детей – генетика, она может быть разной. Но у нас не любят признавать это официально. Еще в советское время генетика считалась лженаукой. 

Печальную историю о злосчастной наследственности рассказала 70-летняя Галина - друг ее мужа еще в 80-е годы усыновил мальчика. Профессор, москвич воспитывал ребенка как родного (не было своих), отдал его в частную школу, ни в чем не отказывал, однако в 17 лет Аркадий - так звали мальчика - начал воровать. Один раз, другой...Выяснилось, что биологические родители парня были настоящими преступниками - воровали и не раз оказывались за решеткой. 

Однако директор благотворительного фонда профилактики социального сиротства Александра Марова утверждает, что генетика не диктует судьбу приемного ребенка, просто так или иначе один подростков более склонен к девиантному поведению, другой - менее.

- Все решают обстоятельства. Гена ответственного за плохое поведение не существует. Однако, например, у женщин есть ген который отвечает за склонность к алкоголизму. Но это не значит, что ее дочь будет пить. Такое возможно, если социальные условия будут наследницу к этому подвигать (лишение работы, дохода, эмоциональная нестабильность). 

Как объяснила Марова, изначально в школе приемные дети могут отличаться по поведению от других учеников,  потому что у них в любом случае - помнят они родных или нет - есть психологическая травма.

- Со стороны учителей я уверена что нет никакого злого умысла, есть неподготовленность к принятию таких нестандартных детей. Традиционно школа любит детей которые не балуются, у которых все в порядке с поведением и которые получают хорошие оценки. Категория усыновленных детей сюда не вписывается. Такие дети зачастую очень сильно травмированы. Во-первых, они когда-то жили в очень неблагополучных условиях - например, в своей кровной семье (там могли всякие страшные вещи твориться, вплоть до насилия). Некоторые дети жили в таких условиях очень много лет. Еще одна причина - это разлука ребенка с кровной матерью и отцом (это тоже боль).

Также нельзя забывать, что ребенок со временем оказывается в интернате, детском доме, где казарменные правила, четкая дисциплина - это не семья и не дом. Поэтому не стоит думать, что если малыш нашел хорошую маму и папу, то в миг все изменится или что никаких последствий прошлого не будет заметно, - сказала Марова. - Хочется, чтобы преподаватели относились с терпимостью к таким детям, ведь если у них нет способностей в обучении, то у них могут быть таланты в спорте или в искусстве. Но это направление почему-то школы не поощряют. Педагоги делаются акценты на учебе и поведении, тем самым загоняя ребенка в какие-то рамки.

При этом, по словам эксперта, далеко невсегда слухи о том, что ребенок приемный специально преподаватели распространяют. Тайна происхождения не всегда скрывается самими родителями. Другой вопрос, что это не всегда играет на руку учащимся. 

-  Ребенка можно усыновить (тогда действительно никто может и не узнать, что твой малыш усыновлен, включая самого ребенка), а можно взять опеку. В последнем случае нет никакой тайны происхождения. У ребенка остается его фамилия, права на имущество его родственников. И когда родители подают документы в школу, то среди них есть и документы об опекунстве. Поэтому эти вещи не подлежат сокрытию, - добавила Марова. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar