Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
11 ноября 2016, 09:01

Цифровые сны доктора Геббельса

Завершившаяся в США предвыборная бойня за интернет-аудиторию продемонстрировала, что запрещённых инструментов больше нет.

Фото: © Mary Evans Picture Library/EAST NEWS

Фото: © Mary Evans Picture Library/EAST NEWS

Пропаганда и манипуляции общественным мнением вышли на принципиально новый технологический уровень.

Два крупнейших "монстра" попались: Google агитировал за демократов в поисковых подсказках autocomplete, подсовывая коллекции фотожаб на поиск Trump и скрывая запросы про дело против Клинтон, а Facebook пессимизировал выдачу постов, скрывал оповещения о лайках от сторонников Трампа в лентах демократов, чтобы не вызвать оттока электората от "правильной" партии, и зачищал trending stories от информации о внезапном обмороке Хиллари.

Если бы не несколько дотошных активистов, ревниво сравнивавших результаты поиска и обращавших внимание на странное поведение Facebook, история так и осталась бы нерасказанной.

На сегодняшний день не существует инструментов, способных объективно оценить степень влияния поисковых машин и социальных сетей на массовую аудиторию. Все алгоритмы, анализ которых мог бы помочь исследователю, находятся под контролем частных компаний и не раскрываются.

Формированием пользовательских лент уже давно занимаются роботы, их решения подпираются нейронными сетями и "большими данными", в которых содержится ваша цифровая личность — огромная коллекция информации о ваших пристрастиях, сообщениях, интересах, покупках, перемещениях. Это торжество интеллекта программистов вроде как должно гарантировать читателю самое лучшее и своевременное, но всё не так просто.

Используя "крышу" в виде невозможности раскрытия всего пути принятия решения алгоритмом, любая соцсеть или поисковик могут, ориентируясь на многочисленные установки таргетинга, добавлять или удалять из выдачи произвольный контент в ленте любого пользователя прозрачно и незаметно. Цели могут быть разными — от продажи нужных товаров до изменения выборных настроений в колеблющемся штате, например. 

Большой Брат из романа Оруэлла кажется милой фантазией инженера из прошлого века, а орудия персональной пропаганды, которые пришли вместе с новыми технологиями, доктор Геббельс не мог представить даже в самых смелых снах.

Добро пожаловать в новый мир, где информации становится всё больше, а доверия к ней всё меньше.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar