Дети, фонари и жареный гусь. Что празднуют немцы в День святого Мартина
В Германии ещё не убраны с окон и ворот резные тыквы Хеллоуина, как все готовятся к новому событию — Дню святого Мартина. Почему этот праздник так важен для немцев и других европейцев, объясняет журналист Анастасия Митягина.
Фото: © wikipedia.org
День святого Мартина — 11 ноября — один из самых важных праздников осени в первую очередь для детей и их родителей, и готовятся к нему тут заранее. Уже в середине октября в детских садах и начальных школах малыши начинают мастерить из бумаги, картона и других подручных материалов разноцветные фонарики, разучивают тематические песни и слушают истории о жизни Мартина. В книжных магазинах оформляют целые стенды с литературой по теме — многочисленные истории на любой вкус о том, кто такой святой Мартин и почему он так важен.
Святой Мартин, епископ Турский, родился в 316 году на территории современной Венгрии в семье, далёкой от христианства, и в 15 лет был отправлен служить в римскую армию.
Однажды, проезжая в холодную ночь на лошади мимо городских ворот, он увидел нищего в лохмотьях. Так как с собой у Мартина были только тёплый солдатский плащ и острый меч, чтобы спасти замерзающего, он отрезал мечом половину от своего тёплого плаща, протянул её нищему и умчался прочь.
На следующую ночь, как гласит легенда, Мартину во сне явился Иисус, завёрнутый в тот самый плащ, который сказал: "Ты сделал добро для брата моего, а значит, сделал его и для меня". Вскоре после этого Мартин оставил военную службу и начал проповедовать.
Позднее он стал епископом города Тура и был причислен к лику святых. Он умер 8 ноября, а 11 ноября состоялись его похороны. Именно этот день и был позднее выбран днём памяти святого.
Мартин Турский первым в истории латинской церкви был объявлен святым не в связи с мученической смертью, а за свою работу проповедника на протяжении всей жизни.
Сегодня святого Мартина помнят и почитают не только в Германии, но и во Франции, Чехии, Австрии, Швейцарии, Северной Европе, где с размахом отмечают день его памяти.
Традиционно в Германии в День святого Мартина, когда стемнеет, дети из детских садов и начальных школ вместе с родителями и учителями собираются в торжественные процессии с самодельными фонариками. В качестве источника света для самых маленьких используются специальные светильники на батарейках, похожие на удочку с лампочкой на конце, которые продаются повсеместно в преддверии праздника.
Для детей постарше допускаются и настоящие безопасные свечи. Иногда процессию возглавляет всадник на коне в красном плаще, символизирующий святого Мартина. Взрослые сопровождающие могут нести с собой горящие факелы. Как правило, процессия совершает круг почёта вокруг церкви, отправляется на ближайшее поле или же проходит на территории детского учреждения. Обязательный атрибут шествия — песни, посвящённые Мартину и фонарикам, которые начинают разучивать уже в яслях.
В некоторых районах и городах такая процессия становится настоящей масштабной огненной змейкой на улицах города, а кое-где вокруг одной и той же церкви одновременно кружится несколько шествий с разномастными фонарями и толпами участников от разных садов и школ. Самые масштабные шествия в честь святого Мартина в Германии могут достигать 8000 участников (в Вормсе), скромные ограничиваются полусотней человек.
После процессии на улице устраивается небольшой праздник с детским пуншем и раздачей смешных печений. В Баварии это дрожжевые гуси, во Франкфурте — сладкие кренделя, в других районах — человечки из дрожжевого теста с изюмом. Для детей постарше организуется торжественный костёр. В некоторых регионах дети ходят по соседям и поют песни, а их в ответ угощают конфетами.
Вечером в семейном кругу в этот день по традиции едят запечённого гуся с красной капустой, яблоками или каштанами. Рецептов приготовления гуся на День святого Мартина существует немало, их же нередко используют и на Рождество.
Гусь запечённый с яблоками, рецепт
Один из классических рецептов советует накануне праздника натереть гуся со всех сторон солью и перцем. Перед приготовлением наполнить яблоками и зашить. Затем в горячем жире 2—3 часа жарить в духовке, постоянно подливая жидкость и время от времени натирая шпеком. За полчаса до конца этого времени гуся следует положить на гриль и оставить допекаться, постоянно переворачивая и поливая холодной водой. Стекающий при этом жир регулярно сливать. После того как гусь будет готов, начинку нужно осторожно вынуть и сервировать на блюде вместе с готовой птицей.
У истории этого праздника есть и ещё одна более прозаическая биография. Раньше в ноябре крестьяне праздновали окончание сельскохозяйственного года, когда урожай уже собран, скот пригнан с пастбищ на зимовку, все долги закрыты, а работники получают зарплату за отработанный сезон. По такому случаю организовывались широкие народные гулянья с кострами и пиршеством. В этот же день в старину пробовали первое молодое вино и забивали скот.
Прикладное объяснение имеют и все основные составляющие праздника. Так, ели гусей в этот день потому, что в конце года было принято возвращать долги, а гуси часто выступали в качестве платежа, чтобы не нужно было тратиться на пропитание птицы в голодный зимний период.
К тому же после 11 ноября начинался пост, поэтому считалось необходимым уничтожить всю непостную еду. Так что праздничный гусь был ещё одним поводом вдоволь наесться перед периодом воздержания.
Впрочем, легенда о Мартине предпочитает объяснять наличие на праздничном столе гусей совсем иначе. Говорят, что когда жители Тура стали просить Мартина стать епископом, он отказался и решил спрятаться от послов в гусятнике, но гуси подняли гомон, и уклониться от новой должности Мартину не удалось. За это горластые птицы и попали на праздничный стол. По другой версии гуси регулярно громко гоготали и мешали Мартину читать проповеди, за что и поплатились.
Традиция зажигать фонари в этот день тоже имеет несколько объяснений. В рамках легенды о святом Мартине жители города Тура разыскивали Мартина с фонарями по всему городу, чтобы сделать его епископом. Провожать Мартина в последний путь жители города тоже шли с фонарями.
А ещё говорят, что традиция зажигать в этот день фонарики имеет непосредственное отношение к Мартину Лютеру, который родился 10 ноября, а 11-го был крещён в честь Мартина Турского. Позже Лютер был почитаем как "друг света" и фонари в этот день зажигали в его честь. Постепенно оба святых и связанные с ними традиции перемешались друг с другом, а фонари Мартина Лютера стали обязательной частью праздника в честь святого Мартина.
Есть у праздничных фонарей и другое значение. Они напоминают о традиционном языческом празднике сбора урожая, непременными атрибутами которого были костры, огни и факелы.
Когда смотришь на толпы неуклюжих гномиков, упрямо несущих в толпе свои изящные фонарики, и на их родителей, уверенно подпевающих всем тематическим композициям, кажется, что день святого Мартина праздновался в Германии вечно. Но сегодняшний формат праздника имеет не такие глубокие корни, как кажется на первый взгляд.
С момента зарождения и до XIX века он отмечался иначе. Накануне Дня святого Мартина проводилось торжество с огнями, кострами и сопутствующими развлечениями: прыжками через костры, танцами в огне, факельным шествием. Но по большей части какой-то общей для всех чёткой традиции ещё не существовало. В XVIII и XIX веках праздничные костры в День святого Мартина были запрещены, и только в XX веке на Рейнском карнавале традиция была возрождена.
По некоторым данным, в 50-е годы в Германии даже собирался комитет, чтобы регламентировать праздник и придать ему педагогическое значение — научить детей делиться друг с другом. Поэтому во многих регионах в этот день дети показывают небольшую сценку из жизни святого Мартина — встречу с нищим, чтобы ещё раз напомнить, как важно заботиться о ближних.
Об этом же напоминают и детские песни, в которых поётся о том, что "я тоже хочу быть немножко похожим на Мартина, думать о других, дарить что-то другим", "спешить на помощь, когда зовёшь", "делиться с тобой". Правда, популярнее у малышей, конечно же, другие песни, попроще, те, в которых всё-таки речь идёт о разноцветных фонариках и смешных словах "рибамбель-рибамбель-рабум-бум-бум".
Говоря о Дне святого Мартина, сами немцы часто называют его праздником для детей, которые в ожидании Рождества только рады лишний раз окунуться в сказочную атмосферу волшебных огней и поесть сладости.