Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 ноября 2016, 14:15

Байки каскадёра: как снимали "Трёх мушкетёров"

12 ноября был снят первый кинотрюк: над рекой Гудзон недалеко от Нью-Йорка горит воздушный шар, пламя перекидывается на человека, и тот с высоты прыгает в воду. Ни записи этого трюка, ни даже названия фильма не сохранилось. Зато известный советский каскадёр Николай Ващилин рассказал Лайфу, как он разрабатывал трюки для фильма Юнгвальда-Хилькевича "Д'Артаньян и три мушкетёра".

Коллаж © L!FE  Фото: © kinopoisk.ru

Коллаж © L!FE  Фото: © kinopoisk.ru

Тогда, в 1977 году, я только начал вести в Ленинградском театральном институте курс цирковой подготовки, и телережиссёр Ксения Маринина решила снять обо мне и моём курсе сюжет для "Кинопанорамы". Я был тогда самым известным каскадёром в СССР: за два года до этого меня пригласил в "Сибириаду" Андрей Кончаловский. Тогда вокруг него вился целый рой начинающих каскадёров, но он всех отверг и выбрал меня. А Юнгвальд-Хилькевич увидел этот выпуск "Кинопанорамы", заинтересовался мной и разузнал у Марининой, как меня найти. И вскоре мы с ним встретились: когда он приехал заказывать костюмы для мушкетёров на "Ленфильм".

Очень важной для Хилькевича сценой была драка на Менге, когда д'Артаньян один сражался против большого количества гвардейцев. И, сидя в кафе, практически на салфетке я придумал трюк. По моему замыслу, д'Артаньян должен был убегать от противников по строительным лесам, а потом на верёвке спуститься с верхнего этажа, а гвардейцы побежали бы за ним по лесам. Но он подбил бы нижнюю стойку этих лесов, они рухнули бы, а все гвардейцы остались висеть на подоконниках и выступах стен.

Георгию Эмильевичу очень понравилась эта сцена, и он решил заключить со мной договор на создание всех этих трюков. Но, к сожалению, эту сцену, как я её задумал, мы не смогли снять. А всё потому, что не было выделено денег на строительство лесов. В итоге этот трюк я заменил прыжком д'Артаньяна со стены. Идея этой сцены заключалась в том, чтобы показать — двадцать человек не могут одного побить. Понятно, что это должно быть показано при каком-то беге. Вот поэтому д'Артаньян сначала и бегает от гвардейцев по площади Менга среди торговцев, а потом убегает на крепостную стену.

В договоре с Хилькевичем у меня чётко указано, что я — консультант. Это очень правильное название. Не каскадёр, не постановщик, а консультант главного режиссёра по трюкам. Отличие в том, что пальма первенства в авторстве трюков остается за режиссёром. Он берёт себе просто помощника. Если просто сказать: постановщик трюков, и что? Он самый главный? Он придумывает трюки и потом их навязывает режиссёру? Нет! Режиссер всё придумывает, а ему кто-то помогает.

мушкетеры

Трюки всегда начинал разрабатывать режиссёр, а как выполнить их эффектно и чтобы никто не погиб — это уже дело рук постановщика трюков. В Советском Союзе в 70-е годы у нас не было ничего, голыми руками, можно сказать, работали. А сейчас есть и страховочные маты, и страховочная одежда. Страх пострадать есть всегда, и это нормальное чувство здорового человека, но нужно стараться его преодолеть.

Одна сцена далась с большим трудом — засада Портоса. По замыслу его лошадь убивают, он падает с неё, но остаётся на ногах. При этом он был вооружён двумя пистолетами и должен был стрелять в большое количество гвардейцев, которые сидели в засаде, таким образом хотели подчеркнуть его преимущество как воина. Но на первом дубле каскадёр Ходюшин не смог сделать подсечку, лошадь ударила его по голове, и пришлось увезти его с травмой в больницу. Второй дубль делал уже я и успешно.

За Портоса практически все трюки, особенно те, которые представляли опасность, сделал я. Трюки актёрам давались очень сложно. Это долгая и кропотливая работа, и опасность, конечно, присутствует. С Мишей Боярским я начал тренировки по фехтованию и верховой езде в Москве за полгода до начала съёмок. Мы ездили с ним на конную базу театрального института: в семь утра садились на электричку в Сестрорецк. А потом он сразу бежал на репетицию в Театр имени Ленсовета.

Съёмки продолжались с 1 апреля по 1 августа. Я работал от начала до конца с большой радостью, и ребята всё очень хорошо выполняли. Когда все трюки были выполнены и закончился мой договор, каскадёры Владимир Балон и Анатолий Ходюшин решили загрести мою славу своими руками. Они подговорили жену Хилькевича, Татьяну, которая отвечала за титры, вставить их в титры, которые написаны совершенно безграмотно. В титрах нужно было писать, как и в договоре, — консультант по трюкам. А она написала: Балон — фехтование, Ходюшин — конные трюки и драки, Ващилин — драки! И как понять — драки? С оружием? Так это фехтование? Или что это? Таким образом, она просто нарушила закон.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar