Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
18 ноября 2016, 05:30

Рыночные отношения вместо братских. Вагоны из России могут не доехать до Кубы

Уралвагонзавод и предприятия Острова свободы никак не могут договориться по условиям совместного предприятия по производству и ремонту вагонов. В том, почему Куба до сих пор не приняла российский план восстановления своего железнодорожного транспорта и чем карибский рынок важен для Москвы, разбирался Лайф.

Фото: © РИА Новости/Павел Лисицын

Фото: © РИА Новости/Павел Лисицын

Ещё в июне на очередной встрече Межправкомиссии Россия и Куба договорились о создании совместного предприятия по производству и ремонту вагонов. Это соглашение должно было стать частью программы восстановления системы железнодорожного транспорта на Острове свободы. К ноябрю переговоры "забарахлили": проект до сих пор так и не согласован ни одной из сторон. Об этом Лайфу сообщил источник в Минпромторге, знакомый с ходом переговоров. 

Сегодня для российских компаний экспорт особенно важен благодаря курсу рубля по отношению к доллару и евро. Отечественный бизнес нуждается не только в новых рынках, но и в реактивации работы на старых, таких как Куба. Поэтому Гавана может позволить себе и поторговаться. Чем, собственно, и пользуется. Эту причину источник Лайфа в отрасли назвал вероятной причиной затягивания реализации проекта.

Несгибаемая Куба

На последних переговорах, прошедших летом, россияне пообещали кубинцам новое производство, технологии ремонта и сборки вагонов, подготовку специалистов и решение вопросов управления. Для этого кубинская сторона должна была принять все условия российских железнодорожников. Работать на Острове свободы должен будет Уралвагонзавод. К слову, Куба для корпорации направление не новое. 

Ещё в апреле прошлого года "дочка" уральцев — "УВЗ-логистик", а также группа предприятий чёрной металлургии и машиностроения "ГЕСИМЕ" (Куба) и Союз кубинских железных дорог подписали соглашение о создании транспортно-логистической компании (ТЛК) с модернизацией заводских мощностей машиностроительного завода "Планта меканика". Общий инвестиционный пакет компании должен составить 25 миллионов евро.

Тогда же сторонами была отмечена проблема изношенности кубинского парка грузовых вагонов и необходимость его замены. 19 сентября 2016-го зампредседателя Совмина Кубы Рикардо Карибас Руис предложил создать совместное предприятие (СП) по ремонту и производству железнодорожных вагонов, комплектующих и запасных частей к ним. Со своей стороны зампред правительства Дмитрий Рогозин, заручившись поддержкой проекта от Уралвагонзавода, предложение поддержал. 

А вот дальше переговоры пошли тяжело. 12 октября замгендиректора уральцев Юрий Бодяев сообщил замминистра промышленности и торговли Георгию Каламанову о крепком намерении Кубы создать СП по своему собственному "шаблону". Их план подразумевает включение в уставной капитал совместного предприятия суммы, соответствующей стоимости завода в городе Сагуа-ла-Гранде, которая, по оценке кубинских специалистов, составляет $4,7 млн (из них 2 млн — стоимость завода и 2,7 млн — право пользования земли).

Такой поворот событий российскую сторону не устроил. Ведь ранее, как говорится в попавшем в распоряжение Лайфа письме УВЗ на имя замглавы Минпромторга, на двусторонних встречах с кубинцами была утверждена принципиально иная концепция СП. Она включала в себя такой важный элемент, как получение вовлечёнными сторонами долгосрочного кредита, в том числе у российских банков. А не включения в уставной капитал СП своих собственных средств.

— Принимая во внимание существующие разногласия, работа по созданию совместного предприятия отложена до принятия кубинской стороной российской позиции реализации данного проекта. Корпорация "Уралвагонзавод" подтверждает готовность принять участие в реализации Программы восстановления и развития железнодорожного транспорта Кубы с привлечением кредитных средств одного из российских банков, — говорится в письме Бодяева.  

В самом Уралвагонзаводе Лайфу также подтвердили информацию о том, что кубинский сценарий с привлечением в качестве уставного капитала СП завода в Сагуа-ла-Гранде не рассматривался.

— Сценарий создания совместного проекта, в ходе которого предполагается внесение завода в г. Сагуа-ла-Гранде в качестве уставного капитала и права использования земельного участка под ним, ранее не рассматривался, — сообщили Лайфу на Уралвагонзаводе. 

Надежды на успех 

Вместе с тем, по словам представителей Уралвагонзавода, несмотря на имеющиеся разногласия по структуре создания СП, в настоящий момент продолжаются переговоры относительно совместной работы в реализации Программы восстановления и развития железнодорожного транспорта республики.

— России нельзя уходить с кубинского рынка — ни политически, ни экономически, — говорит зампред Делового совета Россия — Куба, а также гендиректор Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки Татьяна Машкова. 

Она отметила, что со стороны государств Латинской Америки и Кубы идёт охлаждение к товарам из Китая: не устраивает качество. 

На кубинский рынок стучится не только УВЗ. Целый ряд российских компаний предлагают свои вагоны и технологии. Нельзя сказать, что кубинцы специально стали звать Россию принять участие в проекте. Если бы к ним пришли французы с более интересным предложением, их бы охотно приняли. В свою очередь, сейчас России выгодно экспортировать свои товары.

— Наши компании активно ищут новые рынки сбыта, создана сеть фондов и центров поддержки экспорта, — добавляет Машкова.

Отношение к иностранным инвестициям на Кубе меняется. Ранее Гавана заявляла, что инвестиции являются вынужденной мерой. Теперь же, по данным Делового совета Россия — Куба, за последние три года в Остров свободы было инвестировано $1,5 млрд. Кубинские экономисты посчитали, что эта сумма в пять раз меньше необходимой. Поэтому сегодня Кубе нужны инвестиции, причём откуда угодно. У России неплохие шансы этот момент использовать. 

Благоприятному исходу дела способствуют и последние заявления властей острова. Так, министр внешней торговли и иностранных инвестиций Кубы Родриго Мальмерка Диас, выступая в Гаване на инвестиционном форуме в рамках международной выставки-ярмарки, заявил, что иностранные инвестиции не следует рассматривать как неизбежное зло. Он подчеркнул, что это суверенное решение принято Кубой без внешнего давления.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar