Почему извинения Samsung за Galaxy Note 7 — это катастрофа и унижение
Блогер Павел Городницкий — о том, почему корейская компания скоро провалится на китайском рынке.
Фото: © imago/Stefan Zeitz/EAST NEWS
Samsung Galaxy Note 7 вышел три месяца назад и стал самым скандальным смартфоном года: гаджеты взрывались, их запрещали, потом разрешали, затем снова запрещали, а в итоге просто похоронили. История казалась замятой: корейцы объявили о массовом возврате устройств и вроде бы перешли к работе над Galaxy S8.
Трагедия случилась 29 октября, когда 23 топ-менеджера Samsung приехали в китайский город Шицзячжуан, вышли на сцену, встали на колени и опустили головы до пола. Предполагалось, что это мероприятие будет закрытым — его организовывали исключительно для дилеров. На деле всё вышло наоборот: уже на следующий день фотографии руководства корейской компании обсуждались во всех соцсетях.
Сначала писали, что таким способом Samsung извинилась перед пользователями: тогда, несмотря на весь фарс произошедшего, у этого поступка было бы достойное объяснение. Но чуть позже выяснилось, что корейцы не просили прощения: они всего лишь выразили дилерам благодарность за то, что те продолжат закупать у компании Samsung смартфоны после чудовищного инцидента с Galaxy Note 7.
В итоге Азию пронзил мощнейший медиавзрыв осени. Главная проблема — различие в традициях. В Корее считается, что в знак уважения в исключительных случаях можно встать на колени. В Китае у этого жеста целых четыре предназначения: опуститься на землю можно либо перед Богом, либо перед родителями, либо под дулом пистолета (просьба о пощаде), либо из-за нищеты и голода (так человек должен просить миску риса). Очевидно, что поступок корейских боссов не подходит ни под один из пунктов.
Впрочем, есть и бонусный сценарий: жестокие китайские работодатели заставляют провинившихся сотрудников вставать на колени ради унижения. Такое, к примеру, произошло два года назад с менеджерами по продажам, которые не выполнили план. В порядке наказания их вывели на мост, приказали спуститься на колени и заставили скандировать фразу "Мы сожалеем". Это шоу длилось час, а название компании, где работают сумасшедшие начальники, осталось в секрете.
Логично, что сейчас китайцы подумали, будто менеджеров Samsung обесчестили из-за бомбящих Galaxy Note 7 — не хватало только скандирования.
В Поднебесной накопилось достаточно претензий к компании Samsung и его руководству. Основных причин для недовольства пять:
- Неуважение к местным традициям (их нужно изучать, прежде чем идти на такие отчаянные шаги).
- Издевательства над собственными работниками (в Китае реально сочувствуют тем, кого заставили выйти к народу 29 октября).
- Презрение к китайскому рынку (в Штатах программу возврата взрывоопасного Galaxy Note 7 развернули на неделю раньше, чем в Китае).
- Бездарно организованная процедура возврата (владельцам Note 7 удалённо заблокировали уровень зарядки на 60%, но толком не рассказали, когда и как можно вернуть смартфон производителю).
- Умалчивание причин произошедшего с Galaxy Note 7 (расследование вроде бы ведётся, но его результатов нет; если их не будет до релиза S8, новый флагман ждёт крах).
Самое грустное, что всё это происходит на фоне стремительного падения продаж Samsung в Китае. С одной стороны корейцев атакуют местные компании, а с другой — Apple, осознавшая важность этого рынка.
У американцев тоже были сложности на этой территории, но Тим Кук взялся за исправление ситуации. Правда, для этого ему не пришлось вставать на колени: Кук, как разумный человек, лично прилетел в Китай и пообещал местным властям открыть в их стране первый научно-исследовательский центр Apple. До этого компания инвестировала миллиард долларов в китайский сервис такси Didi Chuxing (альтернатива Uber). Как отметил Кук, это вложение было нужно для того, чтобы лучше понять местный рынок.
Samsung повела себя глупее и прямолинейнее. Но надо сказать, что положение корейцев в Китае было шатким и до истории со взрывами и коленями.
Во-первых, доля Samsung в Поднебесной стабильно сокращалась из-за почти безнадежной борьбы с местными производителями. Самое жестокое падение случилось в 2014-м — с 22% до 12,5%. Сейчас Samsung не входит даже в пятёрку самых популярных производителей в Китае (Apple — на третьем месте с гигантским отрывом от самого принципиального конкурента).
Во-вторых, Samsung оказался замешан в судебном противостоянии с местным ИТ-гигантом — в июне 2016 года Huawei (лидер китайского рынка) атаковал соперника иском о нарушении патентов. Чем закончится это дело — пока неясно, но уже видно, что корейцам будет очень трудно восстановить репутацию и показатели продаж. В Китае им не рады.
Таким образом, ключевым азиатским рынком (кроме домашнего) для Samsung, вероятно, станет индийский: там массово скупают смартфоны Galaxy, но серьёзной прибыли это не приносит, потому что речь идёт о бюджетной J-линейке.
Чёрная осень-2016 может оказаться судьбоносной в новейшей истории Samsung: пока что корейцы считаются самым популярным производителем смартфонов на планете, но уже в ближайшее время этот статус вполне может от них уплыть к самому активному участнику китайского рынка.
Рынка, который был отдан корейцами практически без борьбы.