Натанцевала. Путеводитель по особняку Матильды Кшесинской
Весной 1906 года на углу Кронверкского проспекта в Санкт-Петербурге началось строительство шикарного особняка в стиле модерн. Туда должна была переехать балерина Матильда Кшесинская, решившая продать куда более скромный дом на Английском проспекте, подаренный ей прежде Николаем II.
Особняк Кшесинская решила построить после рождения внебрачного сына Вовы от великого князя Андрея Владимировича. В свой новый особняк она должна была переехать из дома на Английском проспекте, который она арендовала в начале самостоятельной жизни и который подарил балерине Николай II после окончания их романа. Старый дом она в итоге продала князю Александру Романовскому, герцогу Лейхтенбергскому.
Место на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы (ныне — улица Куйбышевская) понравилось Матильде тем, что там не было поблизости фабрик, а участок позволял не только построить дом, но и разбить при нём сад.
План особняка балерина заказала известному в Петербурге архитектору Александру фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана они вместе обсуждали расположение комнат в соответствии с желаниями балерины.
Две гардеробные и погреб с элитными винами
Особняк получился огромным: два этажа и цокольный этаж. Сама балерина в мемуарах упоминает, что была очень довольна работой архитектора, блестяще выполнившего все её желания. "Под Рождество 1907 года я наконец смогла перебраться в свой новый дом и была очень рада зажить наконец в удобных условиях и с настоящим комфортом", — напишет она в мемуарах. Условия там были по-настоящему удобными. Сегодня с аналогичным размахом дома строят олигархи.
На первом этаже располагалась кухня для гостей и кухня для прислуги, большой зал, летний сад, несколько гостиных, кабинет Кшесинской, буфет, биллиардная, а также комнаты для прислуги: горничных, лакея и дворника.
Кшесинская особенно гордилась хозяйственной частью дома и всегда водила туда гостей. Особенно она любила похвастать кухней.
Второй этаж был отведён под две детские комнаты и детскую ванную, спальню Кшесинской и её ванную, комнату экономки и несколько "запасных" комнат для размещения гостей. Также в доме были две гардеробные. Одна из них находилась на втором этаже, а другая — на цокольном. Там же располагался винный погреб, где хранились элитные вина. Там Кшесинская любила проводить вечеринки.
Не меньше гордилась балерина своими гардеробными комнатами. Та, что находилась на втором этаже, вся была обставлена дубовыми шкафами и предназначалась для её платьев. В гардеробной на цокольном этаже хранились сценические костюмы Кшесинской, а также туфли, парики, головные уборы. В каждом из четырёх огромных шкафов имелась полная опись всего, что в нём находилось, а дубликат балерина держала при себе. Благодаря этому ей могли в любое время доставить нужный костюм.
На отделку дома Кшесинская не поскупилась. Почти всю мебель, в том числе предназначавшуюся для её личных комнат и двух комнат сына, она заказала самому крупному и известному в Петербурге фабриканту Мельцеру. Комнаты прислуги и хозяйственные помещения обставляла крупная фирма Платонова.
Все бронзовые предметы, украшавшие зал в стиле русского ампира и салона Людовика XVI, балерина заказывала в Париже: люстры, бра, канделябры, дверные и оконные ручки, шпингалеты, а также все ковры и материал для обивки мебели.
Также при доме были прачечная, сараи для экипажа и автомобилей, коровник для одной коровы, которую приводили с дачи в город, чтобы сын балерины всегда имел хорошее и свежее молоко, а при ней служила коровница. В доме было немало живности. В сарае также жила "толстая свинья, любимица Вовы". В самом доме жила козочка, которая выступала с Кшесинской в балете "Эсмеральда". Её нужно было приручить, поэтому балерина сама кормила её.
"Она стала такой ручной, что даже снята со мною в моей гостиной, на коленях. У меня ещё был мой любимый фоксик Джиби, неразлучный друг. Проходя мимо моего сада, можно было видеть в нём гуляющих вместе: козочку, свинью и фоксика", — напишет в мемуарах Кшесинская.
Дом балерины в 1910-е годы стал настоящим светским салоном. Она часто давала ужины и принимала знатных гостей. Бывала на её вечерах и Айседора Дункан, которая показывала своих учениц в доме Кшесинской. Но счастье и беспечное веселье быстро закончились.
В начале февраля 1917 года обстановка в Петербурге стала накаляться. Полицмейстер генерал Галле посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку ожидались беспорядки, а её дом, расположенный в самом начале Каменноостровского проспекта, подвергался наибольшей опасности. Кшесинская на время уехала в Финляндию, но вернулась. 22 февраля балерина давала обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны. Это был последний приём, который балерина провела в своём доме. 26 февраля ей позвонил генерал Галле и велел спасать ценности.
27 февраля Кшесинская покинула свой дом. Как оказалось, навсегда. Она долго скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы.
Вскоре балерине позвонил дворник и предупредил, что её особняк начали разграблять. Кшесинская попросила сестру Юлию помочь разобраться в ситуации. Она узнала, что несколько ящиков с вещами были вывезены в дом градоначальника. В итоге сестре удалось вернуть некоторые вещи, в том числе ящики с серебром.
Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.
Все попытки балерины вернуть себе дом не увенчались успехом. В мае ей вернули лишь один из реквизированных автомобилей. Кшесинская тут же продала его, чтобы выручить хоть какие-то деньги. В Петербурге она прожила до середины лета.
"Чем становилось спокойнее, тем мучительнее чувствовалось, что нет больше ничего своего, нет ни дома, ни вещей, но другим было ещё хуже", — напишет в мемуарах балерина.
Вскоре она бежала во Францию, где у неё с 1912 года была вилла в коммуне Кап-д'Ай.
В особняке Кшесинской в Петербурге в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года — Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.