Как "АвтоВАЗ" себе конкурента создал
Первый автомобиль на совместном предприятии "АвтоВАЗа" в Казахстане должен был сойти с конвейера в 2016 году, но из-за кризиса открытие завода перенесли на 2018-й.
Как установил Лайф, 50% продукции будущего совместного предприятия "АвтоВАЗа" и казахстанской автомобильной корпорации "Бипэк авто — Азия авто" будет возвращаться на российский рынок. Причём продаваться казахские автомобили Lada будут не только в Сибирском и Уральском федеральных округах (СФО и УрФО), где у казахов теперь есть развитые дилерские центры, но и в других регионах России. Эксперты убеждены, что казахстанская сторона смогла продавить такие условия в обмен на допуск "АвтоВАЗа" на свой рынок — главный экспортный регион (80%) российского автогиганта. Но получилось, что в обмен на экспорт россияне создали себе конкурента внутри страны и с тем же продуктом.
О том, что "АвтоВАЗ" намеревается поставлять автомобили Lada казахстанской сборки в Россию, Лайфу сообщил руководитель одного из дилерских центров Lada в СФО. Ранее это допускал и экс-президент "АвтоВАЗа" Бу Андерссон. Как сообщили Лайфу в ассоциации автопроизводителей Казахстана "Казавтопром", экспорт казахских Lada может достигать значительных размеров.
— Относительно этого предприятия можно говорить о неких гарантиях экспортных поставок в Россию. В перспективе более половины всей выпускаемой заводом продукции будет отправляться на российский рынок, — рассказал Олег Алферов, председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана "Казавтопром". — Основой модельной линейки завода станут новые Lada, которые не так давно встали на конвейер заводов "АвтоВАЗа" в России. В частности, предприятие будет выпускать седан Vesta и кроссовер Xray.
Ещё в 2014 году при Андерссоне в рамках СП и будущего завода казахи получили контроль над сибирскими и частью уральских дилерских центров, принадлежавших "АвтоВАЗу".
— Сейчас у "Бипэк авто" 16 автоцентров в 12 городах Уральского и Сибирского федеральных округов. Понятно, что это — инфраструктура для продажи автомобилей Lada, которые будут выпускаться на казахстанских мощностях. Продавать они будут в первую очередь Vesta и Xray, — сообщил Алферов.
Согласно статистике аналитического агентства "Автостат-инфо", с января по октябрь 2016 года в Сибирском и Уральском федеральных округах было продано порядка 25 тыс. автомобилей Lada, что соответствует 12-процентной доле от всех продаж "АвтоВАЗа" в России. В то же время с января по октябрь 2016 года российский автогигант смог реализовать в Казахстане 6,5 тыс. автомобилей (-71%). Если ценой казахского экспорта были два региона России, отданные казахам, то соотношение получилось явно не выигрышное для российского автозавода.
"АвтоВАЗ" уже не первый раз оказывается в подобной ситуации: в 2007 году украинская корпорация "Богдан" начала сборку лицензионной копии ВАЗ-2110. В течение четырёх лет эта модель поставлялась на российский рынок, где конкурировала с продукцией марки Lada. Так, в 2013 году в России было продано почти 2 тыс. экземпляров Bogdan 2110. Но уже через год поставки были прекращены, а производство модели свёрнуто.
Конечно, ситуация сильно усугубляется тем, что в Казахстане с 2016 года власти ввели утилизационный сбор для импортируемых автомобилей. В результате массовые модели "АвтоВАЗа" в Казахстане прибавили в цене 150—200 тыс. руб., что и стало причиной такого сильного падения экспорта в соседнее государство. Да и сам рынок сопредельного государства за 10 месяцев этого года сократился на 58% (до 34,6 тыс. шт.).
Официальный "АвтоВАЗ" не хочет комментировать неоднозначность сложившейся ситуации и уклоняется от прямого ответа, намекая на стратегический потенциал казахской площадки.
— Мы высоко ценим усилия нашего партнёра по сохранению и развитию бренда Lada на рынке Казахстана. Предприятие, которое строится в Усть-Каменогорске, станет самой большой производственной площадкой нашего бренда за границами России. Его продукция будет поставляться на внутренний рынок и, возможно, рынки соседних стран СНГ и Центральной Азии. Окончательных решений пока не принято, — отметил руководитель пресс-службы автозавода Сергей Ильинский.
Первый камень совместного казахско-российского предприятия был заложен в 2013 году, и планировалось в 2016 году сдать линию первой очереди. В итоге из-за кризиса срок сдачи завода отложен ещё до 2018 года. На первом этапе проекта инвестиции в него оценивались в $830 млн, большую часть денег в СП вкладывает казахстанская сторона, соответственно, её доля составит 75%, у "АвтоВАЗа" — 25%.
Сейчас в Усть-Каменогорске на мощностях "Азия авто" из сборочных машинокомплектов собираются внедорожники Lada 4x4, седан Granta и универсал Kalina. Также завод выпускает машины иностранных брендов: Chevrolet, Kia и Skoda. С площадки предприятия сходит 55% всех выпущенных в Казахстане легковых автомобилей. Совместный завод строится в непосредственной близости от старых площадей и уже будет включать технологии полного цикла, сварку и окраску кузова. Но, что более важно, новый конвейер сможет выпускать линейку новых машин "АвтоВАЗа" — Lada Xray и Vesta, которые стремительно завоёвывают популярность.
Аналитик "ВТБ Капитал" по автопрому Владимир Беспалов убеждён, что выгода от союза с казахами всё же есть.
— Для "АвтоВАЗа" рынок Казахстана — один из ключевых в плане экспорта. Но после введения утилизационного сбора ввозить автомобили туда стало невыгодно. Наличие завода в Казахстане изменит эту ситуацию, — говорит Беспалов. — При создании производства очень важны объёмы выпуска. Чем больше объёмы производства — тем меньше постоянных издержек. У производства на казахской территории также есть логистические плюсы — проще привезти машину на Урал или в Сибирь из Казахстана, чем из Тольятти.