Дом-перископ и хай-тек-юрта. Где остановиться во время путешествия по Транссибу
В июле этого года стартовал конкурс с непривычным для русского слуха названием TRANS SIBERIAN PIT STOPS. Участники должны были представить проект туристических центров, которые разместят в основных городах Транссибирской магистрали. В ноябре были опубликованы результаты этого конкурса: победителями стали проекты архитекторов из Британии, Италии и Швейцарии. Лайф #Дом решил посмотреть, как получилось у зарубежных архитекторов представить историю и культуру России и Великой железной дороги в архитектуре.
Фото: © transsiberianpitstops
Создай то, не знаю что
Надо сказать, задание было действительно непростое. С функциональной точки зрения всё понятно: традиционно туристический центр исполняет роль справочного бюро. Здесь вы можете получить информацию о городе, приобрести карту, познакомиться с местными достопримечательностями и культурой, а также узнать возможные места для размещения и многое другое.
Казалось бы, можно не "заморачиваться" и поставить просто будочку или информационный киоск. Однако упомянутый в названии гоночный термин "пит-стоп" в повседневной речи англоговорящих людей означает в первую очередь место для перерыва во время больших путешествий, где можно "заправиться" обоим (человеку и его железному коню), отдохнуть и в том числе осмотреть местные достопримечательности. Поэтому туристический центр возле Транссиба должен быть полноценным зданием, к тому же соответствующим легендарному железнодорожному маршруту.
Организаторы конкурса под названием Bee Breeders поставили перед участниками задачу создать туристический центр, который был бы не менее примечательным, чем сама дорога. Его концепция должна отражать богатую историю всей Транссибирской магистрали и культуру тех городов, через которые она пролегает.
В концептуальном плане архитекторам был предоставлен простор, но на параметры здания налагались серьёзные ограничения: высота должна быть не более 4 метров, площадь — не более 8 на 8 метров, "зарываться в землю" тоже нельзя. При этом надо подумать о комфортных условиях для персонала, то есть где-то должны были разместиться туалет, место для хранения вещей — и самих посетителей (минимум пять человек сразу).
Кроме того, это должен быть универсальный и легко тиражируемый проект, устойчивый к любым погодным условиям, которые в России изменяются не только во времени, но и в пространстве — например, в разных местах Транссиба условия совершенно разные.
Предполагалось возвести такие "пит-стопы" минимум в пяти городах, где проходит Транссиб, всего их девять: Москва, Владимир, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Улан-Батор и Хабаровск.
Победители получают славу — как минимум широкое освещение в СМИ — и деньги. Так, размер денежной премии абсолютного победителя — US $3000, за второе место полагается US $1500, а тому, кто займёт третье, — треть этой суммы, US $500. Столько же получат архитекторы в номинации "Студенты" и "Зелёная премия".
Победителей обсудят
Судя по восторженным описаниям на сайте и в других СМИ, организаторы остались довольны проведённым конкурсом и получили много интересных проектов.
Первое место в конкурсе заняли архитекторы британского бюро Kamvari Architects, туристический центр которых сочетал в себе все требования и установки организаторов. Проект выделяется своим уникальным дизайном, сочетающим традиционные и новаторские формы архитектуры, отражая динамический характер железной дороги.
Изучая местную народную архитектуру, архитекторы выбрали проверенную временем форму здания, приподняв часть основания. Такое решение позволяет легче контролировать температуру внутри, ограждая от зимнего холода и защищая от летнего зноя. Этот яркий и смелый проект станет ещё одной достопримечательностью, что вполне уместно вдоль исторической железной дороги.
Итальянские молодые архитекторы Martina Mitrovic и Jacopo Abbate, авторы проекта, занявшего второе место, выбрали совсем иной подход: круглый павильон имеет форму лесной хижины — возможно, юрты. В центре расположен камин, источник тепла и света, который также является точкой пересечения балок на крыше, придавая выразительность внутреннему оформлению.
Кроме того, камин здесь является отражением представлений о доме, уюте, приглашая путешественников к отдыху и приятной беседе. Такое символическое наполнение делает павильон легко узнаваемым и даже ожидаемым в долгой поездке.
Обладатели третьего приза, архитекторы из Швейцарии, компания Godfathers, разработали проект, который носит название "Анаморфизм".
Этот проект уникален тем, что, во-первых, его можно разместить в любом месте всего земного шара и он каждый раз будет выглядеть по-разному, но всюду удачно впишется и станет отражением окружающей среды – благодаря зеркальному фасаду.
А во-вторых, включает в себя интерактивный элемент, так называемый SPUTNIK POLAR DISTORTION — что-то вроде перископа, но с иным эффектом. Цилиндр этого устройства позволяет посетителям видеть себя погруженным в центр города. Это своеобразная отсылка к космонавтам и к первому спутнику, запущенному именно на нашей земле.
Студенческую премию получил проект ученика университета Цинциннати (Америка) — как пишут организаторы, "за самое новаторское ученичество". Nolan Loh взял за основу рисунки архитектора-конструктивиста Чернихова; поэтому его павильоны кажутся очень знакомыми. В этом проекте использовались вторичные оболочки (дополнительная обшивка фасада) и крыши, чтобы уберечь посетителей от холода.
Победители в "зелёной" номинации, Liam Morrow и Elvira Hoxha, сделали упор на сплочение многонационального населения страны, и создали уютные тёплые "гнёздышки".
Оставим в стороне очевидный факт "теплоты" используемого для обрамления этих пит-стопов дерева: более мощным инструментом здесь оказались большие окна, направленные к железной дороге. Проносящиеся мимо поезда создают романтичную атмосферу путешествия, а ночью служат маячком: мягкий свет говорит о безопасной для путешественника среде и предлагает отдохнуть перед дальней дорогой. А ребристый деревянный фасад отсылает русским куполам, покрытым лемехом.
К сожалению, на данный момент сложно сказать, какой проект выберут организаторы — или, может, разные проекты найдут своё воплощение в разных городах. Неизвестно, когда именно начнётся строительство. Но, можно полагать, появление таких туристических центров способствовало бы развитию иного отношения к поездкам на поездах и путешествиям в принципе: отношения более спокойного, расположенного к общению и восприятию нового.