Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
19 ноября 2016, 13:00

Крадущийся дракон. Как китайские компании заходят на российский рынок

Крупный китайский производитель смартфонов Xiaomi объявил о скором выходе на российский рынок. Теперь уже официально. Лайф вспомнил, как китайские бренды приходили в Россию.

Фото: © Flickr/David J/Nicolas Raymond

Фото: © Flickr/David J/Nicolas Raymond

Китайские пионеры

Если быть точным, впервые китайские компании появились в России лет шесть назад. Это были ZTE и Huawei. Правда, тогда они спрятались под брендами наших операторов связи: МТС, "Билайна" и "Мегафона".

Невзрачные телефоны с минимумом функций, которые операторы застенчиво называли "брендированными", привлекали разве что ценой. Первый смартфон МТС-916 на ОС Android появился в конце ноября 2010 года. Похожие предложения делали абонентам ещё раньше "Вымпелком" с Huawei U121 (работающий только с SIM-картами оператора) и "Мегафон" с Huawei T261L, продававшийся сразу в комплекте "К связи готов!", причём зелёная упаковка оператора выглядела намного интереснее самого телефона (об Android речь тогда и не шла — эта была просто звонилка за 999 рублей).

Выпустив с десяток таких устройств, ZTE и Huawei тихо заняли нишу тех самых телефонов, которые покупали студенты сами себе на стипендию, родители — детям, внуки — бабушкам и просто новые абоненты, которые начинали с них знакомство с прелестями сотовой связи.

Huawei Technologies, между тем, была вполне вполне состоявшейся компанией, основанной в 1987 году. Но её знали немногие: Huawei долго производила и производит профессиональное оборудование для телеком-отрасли, а на рынок смартфонов вышла намного позже. Второе дыхание у компании открылось в кризис. Не сказать чтобы смартфоны Huawei до этого совсем не покупали. Но бренд на фоне остальных выглядел не особенно престижно, если не сказать — почти никак не выглядел.

После того как средний российский покупатель понял, что денег, ещё вчера достаточных для покупки Samsung, хватает сегодня только на "какой-то Huawei", он на некоторое время задумался, присмотрелся и понял: в общем-то, этот китаец с трудночитаемым названием не то чтобы не хуже того же "самсунга", но точно — дешевле.

И хотя в русской прошивке временами встречались ошибки, но это был вполне подходящий выход из затруднительного финансового положения. Вдобавок смартфоны становились всё лучше, надёжнее, технически и внешне привлекательнее. И продажи пошли неплохо.

Одна национальность, разные подходы

Крутой разворот Huawei предпринял в сторону улучшения имиджа и повышения ценности бренда в глазах покупателя. Так на свет появился суббренд Honor, который сегодня компанией старательно продвигается как отдельная линейка премиумных гаджетов. Курс на дорогие устройства подтвердился и недавней презентацией Huawei Mate P9 и Porsche Design Huawei Mate 9 — их стоимость, равная 699 евро (около 50 тыс. руб.) и 1395 евро (около 95 тыс. руб.) соответственно, удивила даже зарубежные издания. Ставка на "дороговизну" и вложения в бренд оказалась верной, как явствуют отчеты ретейлеров: за год Huawei увеличил свою долю на российском рынке смартфонов многократно, правда, в процентном соотношении она всё ещё невелика — около 2,5%.

Huawei P9: The first smartphone with 6GB of RAM?

"Китайский брат" — компания ZTE — до недавних пор пользовался славой производителя недорогих устройств, хотя также анонсировал в России премиумную линейку Nubia. По результатам первых пяти месяцев 2016 года, по сравнению с прошлым годом, ZTE увеличила продажи в России на 76%. Незаметно, без навязчивой рекламы и воинственных планов по захвату мира.

Сарафанное радио вместо офиса

Розничные продажи Xiaomi в России начались совсем недавно — в мае 2016 года. Внёс вклад в раскрутку Xiaomi лучший друг любителей распродаж Джек Ма со своим "Алиэкспрессом". Так что особенно представлять широкому кругу покупателей компанию было уже не нужно. Мы не знаем, кто был первым русским покупателем смартфона Xiaomi, но пиарщикам компании нужно его непременно разыскать и дать много денег. Или много смартфонов Xiaomi — это уж как они сами решат. Потому что тот самый первый владелец сделал для Xiaomi то, что не сделала бы массированная реклама. Рассказал об этом друзьям. А те — своим друзьям. И пошло-поехало.

О Xiaomi в России знают. Причём в основном хорошее. Во-первых, смартфоны компания делает мощные. Будем надеяться, что страсть инженеров Xiaomi к многоядерным чипам и фантастическому объёму оперативной памяти пройдёт со временем; спишем это на молодость бренда, который хочет заявить о себе и попасть в новости на максимальном количестве интернет-ресурсов.

Во-вторых, в Xiaomi понимают, что выиграть в конкурентной борьбе сегодня можно только за счёт более низких цен. Пока понимают. Ещё там знают, что распродажи — это хорошо. Совсем недавно первая партия смартфонов Xiaomi Mi Mix в китайском интернет-магазине была распродана за десять секунд. Правда, никто так и не сказал, сколько штук было в партии.

Сделаем это по-быстрому

За три часа LeEco в открывшемся 15 октября в Москве первом российском магазине во время акции Offline Flash Sale LeEco продала по специальной цене более полутысячи смартфонов Le 2. Акцию даже пришлось продлить до позднего вечера: покупателей было слишком много.

С ценами у LeEco тоже пока хорошо. Да, подороже, чем в Китае. Но всё-таки не настолько, чтобы заказать его там, не зная, как на этот раз сработает отечественная Почта России.

Модельный ряд и LeEco (как и у Xiaomi) не такой уж большой, чтобы в нём запутаться. Что, безусловно, плюс. Особенно в тот момент, когда покупатель рассматривает смартфоны в магазине, а вокруг него бегают продавцы, задающие вопросы, на которые у них уже есть ответ. Амбиции производителя простираются значительно дальше ритуального убийства iPhone: компания производит и телевизоры, и умные велосипеды, и онлайн-кинотеатр у неё есть.

Нужен ли офис в России?

А нужно ли компании — в нашем случае китайской — официальное представительство в России? И если нужно, то зачем? С одной стороны, есть проверенный продавец, поставки налажены, с логистикой всё хорошо. Для того чтобы специалисты из технической поддержки заговорили по-русски? Для этого достаточно аутсорсингового колл-центра. 

Но всё не так просто. Как рассказал Лайфу ИТ-журналист Илья Шатилин, китайские бренды зачастую не гнушаются банального копирования стратегии выхода на рынок друг у друга. К тому же существует вероятность усугубления ситуации с пошлинами на интернет-покупки в других государствах, да и вопрос контроля партнёров без локального представительства не так просто решить.

Но как бы там ни было, есть у компании офис в Москве или нет, покупателя не интересует. Покупателя интересует ремонт, обмен по гарантии и прочие технические сложности. 

Пока же мы видим, что Джек Ма никуда не едет и представительств не открывает. Результат работы на 12 ноября 2016 года – глобальный оборот Xiaomi в $17,8 млрд.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров