Кто сидит на русском унитазе? Почему в мире стали чаще покупать нашу сантехнику
Лайф выяснил, что с отечественными умывальниками, унитазами и писсуарами уже хорошо знакомы потребители в Европе, Африке, Новой Зеландии.
Производители унитазов и другой сантехники из России наращивают экспорт. Этому в первую очередь способствуют слабый по отношению к мировым валютам курс рубля, а также высокое качество продукции.
Где любят русский унитаз
По данным Федеральной таможенной службы, с которыми ознакомился Лайф, по итогам девяти месяцев уходящего 2016 года поставки унитазов и сливных бачков, раковин, умывальников, ванн и биде в другие страны мира заметно выросли. Доходы от такого экспорта составили $23,6 млн. А это более чем на 15% больше, чем годом ранее. Основной ареал сбыта — бывшие союзные республики, страны ЕС и Турция.
Произведённую в России сантехнику покупают в Казахстане ($10,3 млн), Узбекистане ($2,4 млн) Республике Беларусь ($2,2 млн), Киргизии ($1,2), Армении, Грузии ($1,1 млн), Германии ($940 тысяч), Азербайджане ($793 тысячи), Украине ($743 тысяч), Чехии ($693 тысяч), Таджикистане ($559 тысяч), Молдове ($415 тысяч), Турции ($335 тысяч). Но этими государствами дело не ограничивается.
Поставки осуществляются и в гораздо более экзотические страны. Так, сантехника из Ростовской области продаётся в Бангладеш, а красноярская — в Монголии, унитазы и умывальники из Татарстана добрались до далёкой Новой Зеландии, а московская продукция оказалась в Мьянме, Экваториальной Гвинее и в ванных комнатах и туалетах Сейшельских островов.
По словам экспертов, российская санитарно-строительная индустрия (именно под эту градацию подпадают унитазы и биде) прибавляет не только в экспортных мощностях, но и на внутреннем рынке. Так, согласно попавшим в распоряжение Лайфа данным, за последние годы общий объём импорта высокого ценового сегмента из Европы, а также очень дешёвой продукции из Китая сократился примерно на 10%. Товары из Поднебесной (причём среднего ценового сегмента) присутствуют лишь там, где, как правило, недорогая логистика, то есть на Дальнем Востоке и в Сибири.
— В странах СНГ покупают разную сантехническую продукцию, но, как правило, продажи унитазов составляют 60%, продажи умывальников — 40%, — сказала Лайфу директор по маркетингу SANITA LUXE Юлия Коротаева.
Sanita экспортирует порядка 20% произведённой продукции, и в 2017 году Коротаева ожидает дальнейшего роста этих показателей.
Приобретать иностранные санитарно-керамические изделия при нынешнем курсе рубля россиянам не очень выгодно. Поэтому главную прибыль сегодня получают компании, локализовавшие производство в России.
Российско-испанские умывальники и российско-польские писсуары
Один из лидеров рынка — старейшая отечественная фабрика по производству сантехники, располагающаяся в Кирове. Официально завод начал работу ещё до отмены крепостного права, в 1853 году (Песоченская фаянсовая фабрика). Само же предприятие было учреждено по указу Екатерины II ещё в 1753 году как Нижнепесоченский железоделательный завод, правда, в то время специализировался он на производстве чугунных изделий, а не фаянса.
Сегодня на предприятии трудится около одной тысячи человек. Завод выпускает сантехнику под торговой маркой Rosa. По словам маркетолога-аналитика "Кировской керамики" (так предприятие называется сегодня) Ольги Пискуновой, экспорт растёт уже второй год подряд. По итогам 2015 года поставки за границу выросли на 14%, показатели же конца третьего квартала 2016 года ещё более оптимистичны — уже 22%. А ведь 2017-й ещё не наступил!
Но ведущими игроками на отечественном рынке сантехники являются иностранные компании. Практически все бывшие советские предприятия были приобретены крупными иностранными холдингами, например, польским Cersanit или испанской Roca со штаб-квартирой в Барселоне.
Последняя имеет представительства более чем в 130 странах мира и владеет более чем 70 заводами. Cersanit в России работает с ЗАО "Сызранская керамика" (1,8 млн произведённых унитазов в год). Доля рынка Roca (входит Santeri из Воротынска, "Сантек" из Чебоксар и Новочебоксарска, JIKA из Тосно), составляет 5 млн унитазов в год, то есть около 31% всего отечественного производства. Следом идёт старейшее АО "Кировская керамика" с 2 млн в год и "Самарский стройфарфор" с 1,9 млн. Остальные игроки, а это порядка 10 компаний, выпускают около 5 млн унитазов ежегодно.
По словам экспертов, Россия производит около 11—15 млн санкомплектов в год. Однако официальной статистики по производству в России нет.
Присутствие на рынке иностранных корпораций отражается и на характере экспорта. Так, российские предприятия, помимо прочего, производят ряд определённых моделей под заказ европейских поставщиков в рамках корпорации Roca или иных гигантов. Это удобно и с точки зрения технологий, оборудования и логистики.
Например, турецкая VitrA (компания входит в состав холдинга Eczacıbaşı, который состоит из 40 предприятий) недавно открыла производство санитарно-строительных изделий в Серпухове (завод ООО "Витра плитка") и имеет дружеские отношения со странами Юго-Восточной Азии. В перспективе это может привести к увеличению поставок компанией. Однако уже сейчас на экспорт из России уходит около 20% всей продукции.
На рынке также присутствует швейцарская Geberit Group, которая недавно приобрела одну из крупнейших европейских групп Sanitec (ей принадлежали фарфоровые заводы "Славутия" на Украине, несколько заводов в Европе, где производилась немецкая сантехника Keramag, финская IDO, шведская Ifö и т.д). Таким образом, иностранные корпорации сегодня имеют достаточно широкую сеть в России и возможности для того, чтобы развивать дистрибуцию.
Ренессанс русского качества
Ранее унитазы (которые, кстати, одними из первых стали производить на заводе "Самарский стройфарфор" в 1950-е годы) делились на Тип 1 и Тип 2. После развала СССР в страну хлынули потоки заграничной сантехники: финской, итальянской, немецкой. Россияне увидели, что унитаз или умывальник уже несёт в себе не только функцию полезности, но и может быть полноценным центром интерьера ванной комнаты, вокруг которого выстраивается остальное пространство.
— В 1990-е годы в России начала формироваться мода на "всё западное". "Помогала" в то время и общая идеология страны, которая так и говорила: "в России качества нет". Так стали разваливаться российские производства, – сказала Лайфу директор по маркетингу SANITA LUXE Юлия Коротаева.
В 1990-х годах крупные отечественные предприятия столкнулись с кризисом. Их продукция уступала иностранным по качеству и дизайну, многие не нашли инвесторов и в итоге были вынуждены закрыть производство. Некоторых поглотили иностранные корпорации. Коротаева отмечает, что активно применялись "легальные" схемы, связанные с поглощением предприятий.
Так, предприятие сначала банкротили, а потом его долги скупал какой-нибудь игрок. А кому не повезло — тех закрывали и строили на этом месте торговый центр. Благодаря этому иностранные корпорации получили возможность экспансии на отечественный рынок: они приобрели ряд российских производств и теперь являются абсолютными лидерами по выпуску изделий.
По мнению Коротаевой, в период президентства Владимира Путина начался ренессанс качества российских изделий самого разного профиля. В том числе и сантехнического. Так, сегодня на каждом предприятии работает отдел технического контроля, где тщательно тестируются новые изделия. Каждый унитаз проходит тест на смыв (для этого используются опилки), на брызги (заключение выдают по количеству капель).
Сколько россиян сидят на золотых унитазах?
Понятно, что наибольшие продажи в натуральном выражении, как водится, в эконом-сегменте. Но там же и выше конкуренция и ниже прибыль.
— Ни один российский производитель на сегодня не имеет ни возможности, ни желания, ни компетенций к выводу на рынок торговой марки среднего и высокого ценового сегмента, подобных Sanita Luxe. Есть попытки у Кировской керамики (ТМ Rosa) вывести на рынок бренд Kirovit, но пока это не более чем торговая марка линейки мебельных умывальников, — говорит Коротаева.
В условиях снижения покупательной способности большинство россиян выбирают унитазы подешевле. Эстетические качества сантехники и дополнительные преимущества не так важны. Главное — доступность торговой марки.
Так, 73% россиян выбирают эконом (Low-priced, 3—5 тыс. рублей), ещё 20% средний (Middle-priced, 5—9 тыс. рублей), 5% высокий (High-priced, 9—15 тыс. рублей) ценовой сегмент. Остальные 2% выбирают Luxury, цена за такие унитазы начинается от 15 тыс. рублей, и это, как правило, гарантия и только западные бренды.