Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Узнавай важные новости первым

Дорогая моя столица. Жителям регионов не по карману авиабилеты в Москву

Фото: © РИА Новости / Давид Хизанишвили

Post cover

Как часто вы видите родных? А что, если за каждую встречу вам пришлось бы платить сумму, равную зарплате? Лайф выяснил, сколько россиянам необходимо откладывать, чтобы купить билеты из регионов в Москву или наоборот. Увидеть новорождённого внука, впервые в 40 лет побывать на Красной площади, сходить на "Спартак" — причин для поездки в столицу так много.

Во втором классе мы писали сочинение "Как я провёл лето". И в третьем, пятом, десятом тоже писали. Но то лето 1998 года выдалось для меня богатым на эмоции. Мы всей семьёй летали из Новосибирска в Москву на свадьбу к моей столичной тёте. 

Это было моё первое путешествие. И как же мне понравилось в Москве! В Москве, представляете, в телевизоре есть каналы, где показывают мультики без рекламы и круглосуточно! А ещё в Москве есть "Макдоналдс", где очень вкусно и дают игрушку в подарок. 

Именно об этом я и написала на целой тетрадной странице. Потом на уроке меня публично отчитали. Оказывается, мне понравилось совсем не то, что должно было — Кремль, Красная площадь, столичное метро, о которых я даже не упомянула. Но мне, восьмилетнему ребёнку, было на них наплевать! Метро было и в Новосибирске (и до сих пор есть), а вот кабельного телевидения с множеством каналов ни в моей семье простых инженеров, ни в моём окружении не было. А мой "ресторанный" опыт был своеобразным: когда маме не хотелось готовить, мы ходили в столовку по соседству и ели там пюре с гуляшом. Но картошки фри там никогда не было. 

Так Москва мне приоткрыла глаза на этот большой и интересный мир. Спасибо ей. И спасибо моим родителям, которые в 1990-е смогли позволить себе купить авиабилеты на всю семью, то есть на четверых (папа, мама, я и брат). Даже сейчас, в современном мире, это по силам немногим в масштабе всей страны. 

Лайф решил сопоставить стоимость авиабилетов до Москвы со средними зарплатами, которые получают жители регионов. Итак, сервис по поиску авиабилетов Skyscanner предоставил нам среднюю цену за 2016 год на перелёты из административных центров субъектов РФ в Москву и обратно. Росстат же ежемесячно публикует данные о размерах заработной платы. Мы не стали учитывать весь Центральный федеральный округ, поскольку практически ни у одного из городов нет прямого авиасообщения с Москвой. По этой же причине были исключены республики Адыгея, Марий Эл, Тыва и пр. 

В итоге осталось всего 57 субъектов. И, как оказалось, в более чем трети регионов перелёт до столицы и обратно на одного человека съест половину или даже всю зарплату. А вот в Бурятии, Республике Алтай и Забайкальском крае сложилась просто патовая ситуация. Билеты на рейс Улан-Удэ — Москва и обратно в среднем стоят 29 752 рубля, тогда как средняя зарплата составляет 25 488 рублей (за вычетом налогов). Перелёт Горно-Алтайск — Москва обойдётся в 26 691 рубль при зарплате на 30% ниже этой стоимости — 20 396 рублей. Из Читы в Москву и обратно можно слетать за 30 772 рубля, только нужно умудриться купить билеты со средней зарплатой в регионе 27 210 рублей. А ещё заплатить за квартиру, за детский сад, за транспорт до работы и, в конце концов, каждый день завтракать, обедать и ужинать. Всё по той же очень усреднённой статистике Росстата россияне тратят на оплату обязательных для жизни товаров и услуг 75% своих доходов. 

Рейтинг доступности авиаперелётов в Москву для жителей регионов

Самый отрезанный от столичной жизни — Сибирский федеральный округ (в 10 из 12 регионов СФО стоимость билетов составляет больше, чем 50% зарплаты). Наверное, потому, что там медведи живут и нет туалетной бумаги (такие легенды я постоянно слышала о своём регионе, когда жила в Новосибирске). Вдруг сибиряки заразят москвичей своим дикарством. Так, стоимость билетов из Барнаула (17 517 рублей) практически равна средней зарплате в Алтайском крае. Путь из Абакана (22 152 рубля), Кемерова (20 669 рублей), Иркутска (25 211 рублей) будет стоить от 80% и больше зарплаты жителей регионов. 

Большая проблема с доступностью и в Дальневосточном федеральном округе. В Северо-Западном, Южном, Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах ситуация лучше. 

Москвичи могут цинично заметить: билеты должны быть дорогими, иначе понаедут. Да, понаедут! Но далеко не всегда для того, чтобы обосноваться в столице на ПМЖ. В Москву приезжают лечиться, учиться, да и просто на жизнь посмотреть, как я восьмилетняя. А ещё есть обратный поток: жители Москвы ездят к родственникам и друзьям в регионы. Или не ездят, если билеты слишком дорогие. 

В ноябре на портале change.org появилась петиция — крик души жителей Бурятии, которые просят Владимира Путина остановить этот билетный произвол. "Стоимость авиаперелёта из Москвы в Улан-Удэ составляет в среднем 19 тыс. рублей в одну сторону при средней зарплате по региону 15–20 тыс. рублей. Люди, проживающие в Москве, просто не могут позволить себе увидеть своих близких и слетать на родину. А стоимость билетов на ближайшие даты составляет 70–90 тыс. рублей!" 

Хочу показать сыну Байкал!

Потому что уже три года не видела семью.

Я ни разу не была в Москве.

Я давно хочу на футбол, на "Спартак". 

Тысячи комментариев под петицией. Один из комментаторов — 32-летняя Елена. Её родные в Бурятии ни разу не видели мужа девушки, хотя они поженились почти 4 года назад. А родители впервые увидели собственного внука только спустя год после рождения малыша. Хоть Елена живёт в Петербурге, но ей тоже очень хочется снижения цен на билеты из столицы. 

— Я родом из Бурятии. В прошлом году родила сына, и мои родители не могли прилететь ко мне на роды всё по той же причине высоких цен. Мой муж из Питера, и он ни разу не летал к моим родителям в Бурятию. Мои родные его даже не видели — только на фотографиях и по видеосвязи. Если нам лететь втроём с сыном, на дорогу потребуется 80 тыс. рублей туда-обратно. Это немыслимо! В итоге сейчас, спустя год, я одна полетела с сыном, заплатив за перелёт из Питера в Улан-Удэ в одну сторону 18 500.

Все подписавшиеся просят одного — снизить цены. Но из чего же они складываются, эти цены? 

— Конечно, расстояние до Москвы играет роль: чем дольше вы летите, тем больше самолёт потребляет топлива, увеличивается амортизация, экипаж дольше работает, пассажиров нужно кормить чаще и так далее, — объясняет Дмитрий Хаванский, PR-менеджер Skyscanner в России. — По нашим данным, самыми дорогими билеты в Москву получаются для жителей Анадыря, Комсомольска-на-Амуре, Магадана, Читы и Петропавловска-Камчатского.

 

Но не только географическое положение города оказывает влияние на стоимость перелёта.

— Немаловажным фактором является востребованность маршрута. Чем популярнее направление, тем больше пассажиропоток, больше рейсов и перевозчиков на маршруте и, соответственно, ниже цены. Например, билеты в Москву из Элисты обойдутся в среднем в 16,5 тыс. рублей, тогда как из Волгограда — 7,2 тыс., из Минеральных Вод — 7,1 тыс., из Ростова-на-Дону — 7 тыс., а из Астрахани — 6,9 тыс. рублей. В таких случаях гораздо дешевле добраться на машине или автобусе до соседнего города, чем переплачивать в 2 раза и более, — советует эксперт. 

А ещё можно уповать на то, что когда-нибудь и в ваш город начнёт летать лоукостер. 

— Наличие бюджетных авиаперевозчиков на маршруте тоже влияет, — говорит Хаванский. — Так, семь из топ-10 городов с самыми низкими ценами на билеты в Москву входят в маршрутную сетку "Победы": Чебоксары, Самара, Санкт-Петербург, Белгород, Астрахань, Ростов и Челябинск. 

Уповать же на государство точно не стоит. Как считает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, доступность авиаперелётов в России — это не вопрос высоких цен на билеты, а вопрос низкого уровня жизни.

— При низких зарплатах люди не путешествуют не потому, что билеты дорогие, а потому, что после обязательных расходов на еду, жильё, коммунальные услуги у них не остаётся денег. Как показывает международная статистика, полученная на основе анализа объёмов перевозок в почти 100 странах, высокая авиационная подвижность населения начинается тогда, когда годовой уровень доходов превышает 15 тыс. долларов на человека. Если человек имеет такую зарплату, он может себе позволить перелёт. А если уровень доходов в разы ниже, то это вопрос развития экономики и повышения уровня жизни, — говорит эксперт. 

Так, в США стоимость билета по стране составляет 5–10% от среднего ежемесячного заработка. При этом сами перелёты стоят дороже, чем в России. По результатам недавнего исследования стоимость 1 километра перелёта по России составила в среднем 2,8 рубля, по Европе — 4,4 рубля, а по США — 4,6 рубля. 

— Ожидать, что будет снижаться стоимость перелётов, не приходится. Есть объективная реальность: лизинговые платежи за самолёты номинированы в долларах, себестоимость перевозки формируется в значительной степени топливными ценами, стоимость услуг аэропортов только растёт, — говорит Пантелеев. — Этот вопрос решается либо повышением доходов, либо субсидированием перелётов. Сейчас на субсидии ежегодно выделяется 10 млрд рублей. Есть программы субсидирования полётов с Дальнего Востока и Калининграда в европейскую часть России, также полётов в Симферополь и региональных полётов (минуя Москву). Субсидия покрывает половину стоимости билетов. Уже принято решение, что в 2017 году эта практика сохранится. 

Субсидии действительно есть. И Минтранс ими любит кичиться. На вопрос о возможности регулирования стоимости билетов в случае отсутствия конкуренции на направлении в пресс-службе ведомства лишь напомнили, что авиаперевозки с Дальнего Востока и так субсидируются.

— Программа действует с 1 апреля по 31 октября каждого года. На маршруте Улан-Удэ — Москва установлен единый тариф 6200 руб. в одном направлении. В текущем году по льготному тарифу перевезено более 13,5 тыс. пассажиров, — отметили в Минтрансе. 

Но вот проблема: скидки распространяются только на молодёжь до 23 лет, пенсионеров и инвалидов. Та же Елена, которая всё никак не может показать родственникам своего мужа, явно не входит в эти категории. 

Крупнейший авиаперевозчик страны "Аэрофлот", принимающий участие в программах субсидирования перелётов, отказался дать комментарий по вопросу эффективности этой меры господдержки, сославшись на то, что это тема государственного уровня.

Субсидированные тарифы из регионов в Москву:

  1. Анадырь — Москва: 9000 рублей — предельная величина тарифа в одну сторону.
  2. Благовещенск — Москва: 6400 рублей.
  3. Владивосток  Москва: 7400 рублей.
  4. Горно-Алтайск  Москва: 6000 рублей.
  5. Комсомольск-на-Амуре  Москва: 7200 рублей.
  6. Кызыл  Москва: 6100 рублей.
  7. Магадан  Москва: 7200 рублей.
  8. Мирный  Москва: 7100 рублей.
  9. Нарьян-Мар – Москва: 4000 рублей.
  10. Нерюнгри  Москва: 7100 рублей.
  11. Норильск  Москва: 4300 рублей.
  12. Певек  Москва: 9000 рублей.
  13. Петропавловск-Камчатский  Москва: 7500.
  14. Полярный  Москва: 7100 рублей.
  15. Тикси  Москва: 8000 рублей.
  16. Улан-Удэ  Москва: 6200 рублей.
  17. Хабаровск  Москва: 7200 рублей.
  18. Чита  Москва: 6200 рублей.
  19. Южно-Сахалинск  Москва: 7300 рублей.
  20. Якутск  Москва: 7000 рублей.
  21. Калининград  Москва: 3800 рублей.

В ФАС России ответили, что ведомство ведёт мониторинг цен на регулярной основе и признаков сговора на этом рынке нет.  

— В условиях рыночного ценообразования тарифы на авиаперевозки формируются под влиянием не только прямых операционных затрат (при этом себестоимость определяет базовый минимальный уровень тарифов), но и ряда иных факторов, связанных с объёмами пассажиропотока, конъюнктурой рынка, сезонностью, глубиной продаж: чем раньше бронируется перевозка, тем выше вероятность приобретения билетов по более низкому тарифу. Более высокие тарифы имеют место в периоды высокого спроса (период отпусков, праздников, отдельные события), предполагающего существенный рост пассажиропотока, что позволяет компенсировать убыточность авиаперевозок в низкий сезон (сезон невысокого спроса), — объяснили в ФАС. 

Проще говоря, это рынок, и государственное регулирование цен — несбыточная мечта. Как и обязательная индексация зарплат в частных компаниях.

Можно плакать в подушку, а можно начать с малого. Я, например, обязательно позову из глубинки своих 16-летних двоюродных брата с сестрой к себе в Москву. Покажу им огромнейший кинотеатр "Октябрь", потому что у них в посёлке есть только ещё советский "Пионер" всего с одним залом. Обязательно отведу их в торговые центры, потому что они покупают одежду на рынках, а продукты — в магазине "Продукты". Да, Кремль и Красную площадь я тоже им покажу.

И вы позовите своих родственников в Москву или навестите их сами. Хотя бы за проживание платить не придётся.

Выбор редакции

Loading...