Лицо вместо логотипа
Мороженщик Вася может одолеть крупных конкурентов благодаря сильному личному бренду в соцсетях, убеждена Ануш Манасян, пресс-секретарь СУ 22 и консультант по личному брендингу.
Коллаж © L!FE. Фото: © Shutterstock Inc
В 90-е годы звёздами считались те, кто попадал в телевизор. Сегодня благодаря "Инстаграму" любой прохожий — селебрити своего болота. Через 10 лет неизбежно наступит эпоха сервисной экономики и личный брендинг станет необходимостью. Тогда бизнесменам придётся отстраивать личный бренд, чтобы быть конкурентоспособными.
И, как говорится, если вас нет в медийном пространстве, то вас нет нигде.
Что такое личный бренд
Это когда ваше имя имеет чёткую ассоциацию с каким-то конкретным образом. Мы знаем, что Олег Тиньков — директор банка имени себя. А знаем мы это благодаря его публичным скандалам в "Твиттере". Артемий Лебедев — владелец дизайн-студии. Он не был бы известен широким массам, если бы много лет не вёл свой блог в ЖЖ.
Занятые люди каждый день пишут в соцсетях не потому, что это их веселит, а потому, что хорошо продаёт.
Не тешьте себя иллюзией, что качественной услуги будет достаточно. Уже нет. Людям нужны шоу и эмоции. В общем, то же, что 2000 лет назад, только на экранах телефонов.
Так что если вы не будете писать в соцсетях, что едите с утра ту же кашу, что и сталевар Дима, то это сделает ваш конкурент. Его будут любить, его будут ненавидеть, но его будут знать.
Поэтому лучше вкладываться в свой личный бренд сейчас, чем потом делать это впопыхах, не зная, за что уцепиться.
С чего начать
Ключевое условие для того, чтобы начать работу над личным брендингом — это ваше постоянное присутствие в медийном пространстве (то есть в соцсетях и СМИ). Под присутствием я подразумеваю, что вы должны писать о себе, о своём бизнесе, о вашей позиции по поводу актуальных новостей. Дозировка желательна 30х30х30 и без перекосов на какую-то одну тему.
О чём бы вы ни писали, вы должны писать эмоционально и простейшими словами. Не пишите в стиле великих русских писателей. Язык Достоевского давно уже не имеет ничего общего с реальностью. Представьте, что вы разговариваете с друзьями у себя на кухне. Так и пишите.
Второе условие — ваша активность на страницах других людей. Например, алгоритм выдачи новостей в "Фейсбуке" таков, что люди видят ваши публикации только после того, как вы лайкаете и комментируете их.
Третье условие — ваши новости и экспертные комментарии в СМИ. Это могут быть информагентства, нишевые и федеральные издания.
Попасть туда можно так: узнаёте имя редактора нужной вам газеты или портала, добавляете его в друзья в "Фейсбуке" и пишете ему лично. Одним сообщением формулируете предложение о публикации, которое ему потенциально интересно и подходит под формат издания. Если вы продумали и знаете, как будет выглядеть публикация, то вам, скорее всего, не откажут.
Обзор платформ для личного брендинга
Если вам нужно продвигать сервис или интеллектуальный продукт, то ваша площадка — это "Фейсбук". Если вы продаёте еду или одежду, то вам нужна визуализация, а это "Инстаграм". Если ваш бизнес предполагает демонстрацию динамики (например, вы повар), то вам нужно снимать ролики о готовке в "Ютуюбе". Если вы чувствуете желание выражать свою позицию по поводу отраслевых новостей, то можете в довесок завести канал в "Телеграме".
Важно понимать, что вы должны генерировать только уникальный контент (то есть должны всё придумывать сами), который будет достаточно содержателен и эмоционален, чтобы людям захотелось на него отреагировать. Также не должно быть бессмысленных публикаций вроде пожеланий доброго утра.
Потенциальные риски
Это скандалы. К сожалению, они неизбежны, если вы медийная персона. Главное — уметь выйти из скандала без долгосрочных последствий в виде ваших жгучих цитат и мемов.
Например, вы неудачно высказались о феминизме, меньшинствах, религии или благотворительности (любимые темы скандалов в соцсетях). Прогрессивная общественность приняла близко к сердцу и немедленно оскорбилась. Начались возмущённые комментарии, репосты, теги, требования вас посадить или выдворить из страны.
Первое и главное, что вы должны сделать — это официально объяснить, что конкретно вы имели ввиду, и извиниться за свою чрезмерную одиозность. Не стоит молчать или огрызаться, иначе ситуация выйдет из-под вашего контроля.
Второе — не бросаться отвечать на комментарии под чужими постами о том, какой вы негодяй. Вас будут беспощадно троллить, а скриншоты с вашими комментариями, в которых вы выглядите неблаговидно, будут ещё неделю гулять в Сети и веселить народ.
Если же проблема не в вашем поведении, а в качестве услуг, то здесь можно и нужно переиграть ситуацию в вашу пользу. Например, человеку доставили растаявшее мороженое. Сразу же — пост в "Фейсбуке", общественность в обмороке от оскорблённых чувств. Вы лично пишете в комментариях обманутому потребителю публичные извинения с предложением именного сертификата на 5 мороженных в подарок.
Уже сейчас развитие сферы услуг буквально за уши тащит бизнесменов в публичное поле. Монструозные логотипы бледнеют на фоне маленьких брендов с человеческими лицами. Потому что обывателю плевать на условное "Премиальное мороженое". С этим брендом у него не связано никаких переживаний. А вот с румяным мороженщиком Васей, который добавляет обывателя в друзья в "Фейсбуке" и душевно пишет о своём мороженом и постит фото своей бабушки, у клиента много общего.