Дом миролюбивой религии: зачем Москве буддистский храм за 300 миллионов?
По словам члена Московской общины буддистов Баатра Китинова, новое религиозное сооружение в столице станет культурным центром, в котором любой желающий сможет познакомиться с учением Будды.
АННА МИТНОВИЦКАЯ: Вы сказали, 20—30 тысяч примерно буддистов в Москве. А сколько вместит храм?
БААТР КИТИНОВ: Я почему назвал ещё эту цифру: поскольку я бываю по возможности на наших праздниках, понятно, что на мероприятия ходят люди не все, невозможно всех поместить, но тем не менее примерно такая цифра есть.
А.М.: Сколько вмещает храм? Площадь достаточно серьёзная.
Б.К.: Да, площадь порядка 3000 метров. 2900 где-то... Соответственно, культовая часть — это примерно 600 метров, а всё остальное — библиотека, пресс-центр и так далее. Он будет называться в переводе на русский "Центр изучения и практики учения Будды". Далай-лама говорил, что это должно быть не только культовое место, но место, куда может любой человек прийти и узнать, что такое буддизм, пообщаться на эту тему и так далее, с одной стороны. С другой стороны, для буддистов это не столь принципиально, чтобы были какие-то культовые здания.
М. ШАХНАЗАРОВ: Дом миролюбивой религии: зачем Москве буддистский храм за 300 миллионов? У нас гость по традиции.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Баатр Китинов, член Московской общины буддистов, кандидат исторических наук, доцент Российского университета дружбы народов. Здравствуйте, Баатр.
М.Ш.: Доброе утро.
Б. КИТИНОВ: Доброе утро.
А.М.: Мы пригласили вас в первую очередь потому, что религиозный центр буддистский в Москве собираются строить, собственно, уже первые шаги какие-то сделаны. Но прежде мне хочется у вас спросить о том, сколько, собственно, в Москве буддистов и на сколько будет рассчитан храм?
Б.К.: Сложно сказать однозначно, что столько-то буддистов, поскольку, как правило, так называемые этнические буддисты — это представители Калмыкии, Бурятии, Тувы и, скажем, Алтая, это одна, более или менее стабильная часть. И есть другая часть, для которой буддизм либо действительно религия, либо это нечто, что им сейчас нравится.
А.М.: Стабильная часть сколько составляет?
Б.К.: Опять-таки она лишь стабильна постольку, поскольку они здесь присутствуют.
А.М.: Назовите уже хоть какую-нибудь цифру. Хотя бы примерную.
Б.К.: Примерно, мы полагаем, наверное, тысяч 20, от 20 до 30 тысяч.
М.Ш.: Не больше? Мне почему-то казалось, что больше.
А.М.: Но это же не считая тех, кто увлёкся йогой, кому стало интересно.
Б.К.: Ну я это говорю, конечно, максимально усреднённо, поскольку если мы сюда прибавим студентов, прибавим сезонных, что называется, рабочих, то число возрастёт.
М.Ш.: Буддизм считается самой миролюбивой религией. Поэтому сейчас многие обращают к нему свой взор. Это действительно так?
Б.К.: Да, история буддизма показывает, что эта религия была направлена на мирное решение практически любых возможных проблем. Действительно, может быть, где-то начиная с середины 20 века, идёт повышенный интерес к тому, что предлагает буддизм в принципе человечеству. Особенно этот интерес увеличился с конца 20 века. Это связано не только с текущими проблемами и ситуациями в разных странах мира, но и с тем, что мы, имею в виду буддисты, с одной стороны, всё больше познаём сами своё учение, а с другой стороны, буддисты оказались в разных странах мира. Соответственно, их присутствие показывает, что пошёл не просто процесс распространения религии, но возрос интерес.
А.М.: Давайте вернёмся к храму. Вы сказали: 20—30 тысяч примерно буддистов в Москве. А сколько вместит храм?
Б.К.: Я почему назвал ещё эту цифру: поскольку я бываю по возможности на наших праздниках, понятно, что на мероприятия ходят люди не все, невозможно всех поместить, но тем не менее примерно такая цифра есть.
А.М.: Сколько вмещает храм? Площадь достаточно серьёзная.
Б.К.: Да, площадь порядка 3000 метров. 2900 где-то... Соответственно, культовая часть — это примерно 600 метров, а всё остальное — библиотека, пресс-центр и так далее.
Барабаны в доме и колокольчик в квартире: о храмах и церемониях буддистов
А.М.: Я почему спрашиваю, потому что когда строят, например, мечети, всегда выясняется потом, что этого не хватает. Что нужно ещё, нужны в другом районе, потом вот эта главная соборная мечеть возле Олимпийского и так далее. Здесь предполагается дальнейшее развитие? Появятся ли ещё буддистские храмы? Есть ли в этом необходимость?
Б.К.: Всё-таки если необходимость такая появится, вопрос, наверное, будет решаться несколько иначе. Дело в том, что, во-первых, этот храм, он даже и не храм как таковой.
А.М.: Это некий центр?
Б.К.: Да, он будет называться в переводе на русский "Центр изучения и практики учения Будды". Далай-лама говорил, что это должно быть не только культовое место, но место, куда может любой человек прийти и узнать, что такое буддизм, пообщаться на эту тему и так далее, с одной стороны. С другой стороны, для буддистов это не столь принципиально, чтобы были какие-то культовые здания.
М.Ш.: А вы вот собираетесь сейчас же где-нибудь?
Б.К.: Есть, условно говоря, домовые что ли храмы, например, в Подмосковье, в частном секторе, закупается дом, обыкновенный частный дом…
М.Ш.: И в нём оборудуется храм?
Б.К.: В нём, да. Снаружи он как бы особо ничем не изменяется, никаких не претерпевает деформаций. Там есть всё, что полагается, — колесо, две лани. Какие-то символы есть. Но здание не трансформируется капитальным образом. В общем-то я знаю, есть и квартиры в Москве. Тоже оборудованы таким образом. Но понятно, что это буквально для определённой группы людей.
А.М.: Мне интересно, а как на это реагируют соседи, люди, которые находятся вокруг? Понятно, что, да, действительно, миролюбивая религия, это всё правда. Но обычно люди настороженно смотрят, когда собирается кто-то, приходит в одно время, чего-то там делает.
Б.К.: Да, вы абсолютно правы.
Это одна точка зрения. Что касается шума и так далее, у нас так называемый шум, если можно так назвать, это могут делать только люди подготовленные и, соответственно, подготовленные в помещениях.
А.М.: Это что вы имеете в виду?
Б.К.: Грубо говоря, это монахи. Которые, в общем-то, этим занимаются.
М.Ш.: Горловое пение или что?
Б.К.: Нет, горловое пение — это всё-таки более такой культурный момент.
А.М.: А какой шум?
Б.К.: Шум, ну, знаете, у нас когда службы идут, там барабаны бьют. Там трубы есть, там раковины есть. Вот это всё создаёт, конечно, определённую какофонию, может быть. Но это всё делается в особых местах.
А.М.: Ну как, вы говорите, даже в квартирах, бывает, собираются люди.
Б.К.: Да, но я хочу сказать, под особыми местами подразумеваются именно храмы, допустим. Монастыри. А квартира — это квартира. Там максимум, что может быть, — это колокольчик позвенит.
А.М.: Кого-то и колокольчик с ума сведёт.
М.Ш.: Правда, что в советское время преследованиям подвергались буддисты?
Б.К.: Да.
М.Ш.: Это было, да?
Б.К.:
Всё. Все остальные — это как бы атеисты, как было принято тогда говорить. Ламы все были репрессированы. Либо сосланы в Сибирь, либо их просто расстреливали. Здания уничтожались. И на сегодняшний день, если уж говорить про такие исторические здания, на территории, где были калмыки, сохранилось только одно, ныне это храм в Астраханской области, построенный после того как калмыки вошли в Париж с русскими войсками.
М.Ш.: Только в Астраханской области?
Б.К.: Да.
А.М.: Это исторически сохранившийся. А в целом сколько сейчас в России таких крупных храмов?
Б.К.: На самом деле, я так не могу назвать определённое число. Но есть в Калмыкии, их порядка, наверное, 15, а то и 20. В Бурятии их, я думаю, их чуть ли не на порядок больше. В Туве появляются, на Алтае появляются. Я знаю, в Якутии появляются.
М.Ш.: А ближайший к Москве храм какой?
Б.К.: Питерский. Знаменитый питерский храм, который был построен к 300-летию правления дома Романовых.
А.М.: То есть он выстоял?
Б.К.: Да, он был и библиотекой, он был хранилищем, он был складом. Как было принято в советское время.
А.М.: Ну да. Как со всеми религиозными учреждениями. Я даже в Екатеринбурге была, под Екатеринбургом, в буддистском храме. Высоко на горе.
Доверяй, но проверяй: о тибетской медицине
М.Ш.: Нельзя обойти, на мой взгляд, в нашей беседе фигуру Петра Бадмаева, который и лечил императора Николая II, и вообще убеждал представителей российской монархии присоединить Тибет, Китай, Монголию к России. Действительно ли он обладал такой силой знания? Насколько я помню, я читал книгу про него даже небольшую, там рассказывалось, что он диагностировал болезни по пульсу, он точечно лечил многие заболевания. Николай II и его семья, они чуть ли не молились именно на Бадмаева и считали его таким чудотворцем. Это так?
Б.К.: Да, вы знаете, Бадмаев относится к числу тех редких специалистов, которые могут творить буквально, что называется, чудеса. Могу сказать, что я сам прошёл через нечто подобное. Я когда в 90-х обучался в Индии, в один момент я заболел. Как человек, воспитанный в определённых традициях, я пошёл в госпиталь вначале. Врачи в госпитале меня проверили по всем болезням, сказали: "Ты здоров".
Тот, я помню до сих пор, пришёл весь в чёрном костюме, он был не монах. В шляпе, чуть ли не сомбреро она у него была. Он посидел, пощупал мою руку, как мне потом сказали, он прослушал то ли 12, то ли 15 уровней пульса. По разным органам прошёлся и выписал мне лекарство. А я уже дня три лежал — не пил, не ел, не вставал и не спал. Какое-то такое было состояние. Мне принесли растолчённое это тибетское лекарство со стаканом тёплой воды. И сказали: "Надо прочесть такую-то мантру, выпить на ночь". Через сутки я ушёл, шатаясь, правда, но ушёл из госпиталя этого, потому что я почувствовал себя значительно лучше. Я понимал, что мне теперь нужно, чтобы встать окончательно на ноги. Мне нужны были просто мясной бульон, кусок мяса.
А.М.: Ну такое лечение каждый может себе организовать.
М.Ш.: Нет, ну то, что тибетская медицина — это не миф, я в этом целиком уверен.
А.М.: Ну конечно, я тоже абсолютно уверена. Я это на себе тоже испробовала уже. Сработало.
М.Ш.: Я на себе ещё тибетскую медицину, наверное, слава богу, всё-таки не испробовал. Лучше не обращаться к врачам. А вы расскажите, в Москве же есть наверняка центры тибетской медицины и наверняка и шарлатаны. Просто знаете, человек сейчас послушает, скажет: ой… Пойдём лечиться сейчас семьёй.
А.М.: Кстати, как отличить хороших докторов тибетских от этих самых шарлатанов? Есть какие-то признаки типичные, когда ты заходишь в фойе, как угодно, тебя встречает женщина наверняка такая ухоженная. Вот тут на что надо обращать внимание?
Б.К.: Мне не приходилось в России, в Калмыкии обращаться именно в медицинский центр. Например, в Калмыкии у нас есть в нашем храме выпускник того самого медцентра, рядом с которым я обучался в Индии. Это известный специалист. Об этом все знают, потому что он один такой человек. К нему идут. Что касается таких центров, как Питер, Москва и так далее, я там не был. Хотя я знаю, что такие люди есть и центры есть.
М.Ш.: Лучше быть разборчивыми, не попасть на аферистов.