Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
23 ноября 2016, 11:35

Операция "Зайка". Что делают кондукторы, когда видят девочку без денег на проезд

Лайф провёл эксперимент и скрытно проследил, как реагируют люди на одинокого ребёнка — пассажира, который забыл деньги дома.

В обществе не утихает обсуждение скандальной истории про 9-летнюю жительницу Екатеринбурга, которую, как писали СМИ, выставили из автобуса на мороз, потому что она не смогла оплатить проезд. Происшествием заинтересовалась Анна Кузнецова, детский омбудсмен России. Прокуратура проводит свою проверку, а Следственный комитет и вовсе возбудил уголовное дело по статье "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей". На волне этого общественного интереса Лайф решился на эксперимент. Для участия в нём я привлек свою 8-летнюю дочку Киру, которая под моим скрытым наблюдением стала кататься на городском общественном транспорте. Без денег, естественно. И вот что из этого вышло.

Автобус 21-го маршрута. Бортовой номер — 1128. На часах — 10:25.

Кира заходит независимо от меня, параллельно. Согласно легенде, на меня не смотрит: ребёнок-одиночка, в глазах печаль. Садится на свободное кресло рядом с пенсионеркой в шубе. Я пристраиваюсь неподалёку, через три ряда. И, напустив на себя равнодушно-скучающий вид, начинаю обозревать салон.

Мы едем по проспекту Ленина от Главпочтамта в сторону улицы Московской. Кажется, что я волнуюсь больше, чем дочка. Надеюсь, что она помнит наши условия: если кондуктор просит купить билет, говоришь, что потеряла проездной, а денег не дали родители. Если кондуктор, бдительная душа, вдруг спросит: "А где твои папа и мама, почему ты едешь одна?", то отвечаешь, что папа обязательно должен встретить на остановке. А если — самый экстремальный вариант — кондуктор заявляет, что так дело не пойдёт, и, раз рядом нет родителей, она вызывает полицию, то я тут же выскакиваю как чёрт из табакерки и кричу: "Разыграли! Всё под контролем! Журналистский эксперимент!"

Тем временем мы проезжаем остановку "Площадь 1905 года" и едем дальше. Кондуктор не обращает на 8-летнего ребёнка, мою Киру, никакого внимания. Полное игнорирование. Точно у девочки на голове не вязаный шлем, а шапка-невидимка. Надежды на реакцию пассажиров тоже оказываются пустым пшиком. Казалось бы, бабуля в шубе, сидящая рядом, могла бы спросить: "Внучка, а внучка, страшно тебе одной?" Однако нет. Полное неучастие, равнодушие. Все заняты своими делами: смотрят в экраны телефонов (кто помоложе) или в точку перед собой (кто постарше). Кира выходит на остановке "Маршала Жукова" в одиночку. Её никто не окликает.

Фото: :copyright:L!FE

Трамвай "А". Бортовой номер — 862. На часах — 10:40.

Решаем, что, возможно, кондуктор автобуса была слишком занята обилечиванием других пассажиров. Как говорится, закрутилась и решила оставить вопрос с одиноким ребёнком "на потом", когда будет посвободнее. А тут Кира как раз и вышла из салона. Возможно и так. Поэтому решили повторить эксперимент, забравшись на этот раз в почти пустой (пара человек не в счёт) трамвай. Проехали от улицы Московской до Оперного театра. На этот раз у кондуктора были все возможности рассмотреть Киру и понять, что она едет одна. Войдя в роль, мы ещё на остановке стояли обособленно и не разговаривали, да и зашли в разные двери вагона. Плюс ко всему Кира села на место прямо рядом с кондукторским креслом. Казалось бы, чего сложного, возьми да спроси: "Деточка, а что у тебя за проезд?" Но нет. Такое впечатление, что кондуктор старательно избегала даже смотреть в сторону одинокой девочки. То есть продавщица трамвайных билетиков явно понимала, что ребёнок без сопровождения взрослых, но, решив, что это лишняя головная боль, предпочла не ввязываться в ситуацию.

Троллейбус № 19. Бортовой номер — 512. На часах — 10:57.

Продолжая эксперимент, решили проехать на троллейбусе. Легенда прежняя: Кира — самостоятельная девочка, которая едет одна. Но проезд оплатить не может. Однако и в этот раз моей 8-летней дочке не пришлось ничего говорить. Кондукторша, скользя глазами по пассажирам и приговаривая: "Оплачиваем проезд! Оплачиваем проезд!", заметила одинокого ребёнка и на секунду зависла, точно робот, у которого сломался алгоритм действий. А потом дёрнулась, круто развернулась и пошла по салону в другую сторону. Фразу "Оплачиваем проезд!" она так и не произнесла.

Маршрутка № 048. На часах — 11:23.

В микроавтобусах, как известно, будь то "Газель" или "Форд", нет специальных продавцов билетов. Деньги нужно платить сразу водителю, который одновременно и кондуктор.

Кира заходит в салон первой, садится в самом конце. Я пристраиваюсь на одно из передних сидений. Перед этим на остановке мы стояли далеко друг от друга, так что о том, что мы вместе, догадаться невозможно. Водитель требует деньги с меня. Я отсыпаю ему 26 рублей мелочью и жду, когда он скажет: "Девочка, нужно заплатить за проезд". Но водитель молчит, хотя явно видит ребёнка. Через две остановки мы выходим.

Фото: :copyright:L!FE

Станция метро "Динамо". 11:45.

В екатеринбургскую подземку мы заходим для очистки совести. Понятное дело, что там нет кондукторов. Но ведь есть турникеты. Неужели и там можно зайцем? Оказалось, что нет. Метро — объект опасный. Поэтому Киру пропускают через турникет совершенно бесплатно, но перед эскалатором останавливают: "Девочка, а ты с кем?" Я кричу: "Со мной, спасибо!" И проблема исчерпана.

Всем всё равно, а кондукторы просто напуганы

Примерно такой вывод можно сделать по итогам нашего эксперимента. Вероятнее всего, после скандального случая с 9-летней девочкой, которую выставили из автобуса на мороз, всем кондукторам строго-настрого запретили связываться с детьми-безбилетниками. От греха подальше. От лишних проблем. Хотя по правилам перевозок дети старше семи лет обязаны расплачиваться за поездку.

А вот почему во время нашего эксперимента пассажиры на всех маршрутах оказались столь равнодушными, почему не спросили, куда едет в одиночку маленькая девочка, — вопрос отдельный. И пока на него ответа нет.

Есть и третий итог нашего социального опыта. И он претендует на лавры лайфхака. Теперь каждый родитель, которому предстоит поездка в общественном транспорте вместе с ребёнком, может сэкономить 26 рублей. Достаточно сделать вид, что вы — сами по себе, а мальчик (или девочка) — сам по себе.

Когда ребёнок едет в общественном транспорте (или идёт по улице) без взрослых, то может возникнуть вопрос: а не нарушают ли закон папа и мама, отпустив своего сына (дочь) в путь одного? Лайф выяснил, что нет, всё в рамках закона.

Несовершеннолетним запрещено находиться в общественных местах только с 22:00 до 07:00. В остальное время — можно. Другое дело, что всё индивидуально. И если, например, пятилетний мальчик находится на улице один, то это, конечно, основание для сотрудников правоохранительных органов, чтобы подойти и поинтересоваться, где же его родители. Но если ребёнок — уже школьник, то нет никаких законных оснований для запрета его самостоятельных передвижений по улице
старший помощник прокурора Свердловской области по связям со СМИ и общественностью, младший советник юстиции Марина Канатова
Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров