Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
23 ноября 2016, 10:48

Миф или подвиг? Завтра стартует прокат фильма "28 панфиловцев"

Фильм, созданный частично на народные деньги. Фильм, в какой-то мере прославляющий миф. Фильм, документально фиксирующий общий героизм советского солдата. Фильм, формально оправдывающий одного из самых известных предателей Красной армии. Стоит ли идти на него и стоит ли его смотреть?

Фото: © РИА Новости/Владимир Сергеев

Фото: © РИА Новости/Владимир Сергеев

Если вы до сих пор не знали фамилии Добробабин, то вам стоит её узнать. Описывать биографию этого человека считаю излишним: она уже подробно описана в отечественном сегменте "Википедии", и, уверяю вас, традиционная "война правок" в этой статье велась долго и с переменным успехом. Зато теперь там имеется вполне достоверная версия событий.

Сам Добробабин, согласно словам моего коллеги, в киноленте упоминается, хотя изначально предполагалось, что его образа в фильме не будет. Однако же он есть. А вот конкретного эпизода Великой Отечественной войны фактически не было. То есть была и оборона Москвы, и бои на Волоколамском направлении, и дивизия Панфилова тоже была — не было только именно этого эпизода. Как к этому относиться? Господин Мединский, занимающий в данный момент времени пост министра культуры РФ, предлагает считать тех, кто с документами на руках доказывает отсутствие эпизода, "конченными мразями". Чиновник переживает о том, что фальсификация истории приведёт к расколу нации; он, кстати, напомню, в рамках мероприятий по объединению нации участвовал в установке мемориальной доски союзнику Гитлера Маннергейму. Тут у него ничего не раскалывалось.

Но в сторону старые обиды — Мединский повержен и отчаянно пытается заработать очки за счёт фильма, к созданию которого имеет лишь опосредованное отношение. Министерство культуры подключилось к финансированию киноленты чуть ли не в последних рядах, вроде бы даже уже после Казахстана, который на официальном уровне поддержал создание картины.

Стоит ли идти и смотреть киноленту, в которой упоминается герой-предатель и которая посвящена подвигу, которого не было? На мой взгляд, всё-таки стоит. Попробую объяснить, почему.

Начиная с конца 80-х — начала 90-х годов история Великой Отечественной войны подвергалась исключительно негативному легендированию. Всем памятен и сериал "Штрафбат", где хорошими были исключительно зэки и бывшие священники, фильм "Сволочи", премию которому наш режиссёр Владимир Меньшов швырнул на пол, отказавшись её вручать, поскольку фильм был насквозь лживым и подлым. Остались, по крайней мере в моей памяти, ленты "4 дня в мае", в которой рассказывается о похотливых красноармейцах, мечтающих изнасиловать всё что движется, и "Служу Советскому Союзу", с благородными, опять же, зэками, жуткими чекистами и сияющей улыбкой главного "глухаря" милицейских сериалов современности. В конце концов, эпичная в своей абсурдности лента Никиты Михалкова "Утомлённые солнцем — 2" в двух частях, одно воспоминание о которой заставляет желудок судорожно сжиматься.

На руинах сознания советского человека новые сценаристы и режиссёры пытались воссоздать некое абсурдное и отвратительное здание, все окна которого были исключительно чёрными, и солнце над этим зданием никогда не всходило. Мир СССР, согласно кинолентам современности, был апофеозом беспросветности и триумфом подлости и предательства. В момент, когда народ уже почти начал в это верить, где-то что-то щёлкнуло и на государственном уровне стало понятно, что в ситуации конституционного отсутствия идеологии и позитивного мышления страна может натурально заработать шизофрению. Далеко за примером ходить не надо: достаточно взглянуть на современную Украину — они и победу в войне празднуют, и рассказывают о том, что СССР их оккупировал.

Между тем легендирование мифов успешно развивается в мире Голливуда, и тут нам вполне уместно взять у них пример. Вспомните хотя бы два фильма — "Спасти рядового Райна" и "Ярость". В действительности ни первого, ни второго случая не было. Было что-то похожее — где-то, как-то, примерно, — этого "фабрике грёз" хватило для создания поистине великих кинолент.

Наш кинематограф долгое время действовал по принципу "чем больше плохого мы расскажем про СССР, тем вернее шансы получить дотации из "Фонда кино" и от Минкульта". Поэтому, например, "Брестская крепость", созданная Игорем Угольниковым, снималась без участия нашего Министерства культуры и "Фонда кино". И "28 панфиловцев" начинали создавать исключительно на народные пожертвования, а уже потом к нему подключились наши чиновники.

Вместе с тем именно "28 панфиловцев", так же как и "Бресткая крепость", так же как и тысячи мемориалов по всей нашей стране и по странам СНГ (там, где ещё не свихнулись окончательно) героизируют и легендируют главное — справедливую защиту страны от захватчика. Нет у нас "атакующих" памятников, есть памятники и монументы защитникам и освободителям. В течение всей своей истории в качестве империи, союза или федерации Россия выступала в качестве защитника и освободителя, будь то вековая борьба за свободу балканских народов, за Армению, за Грузию, неоднократное освобождение Европы от заслуженных тиранов или, уже сейчас, защита Сирии, Абхазии, Южной Осетии, права на свободное волеизъявление народа Крыма.

28 панфиловцев в действительности не существовало. Но миф о них и об их подвиге является мифом лишь в малой степени, потому что героическая оборона Москвы была, была героическая оборона Заполярья (посмотрите на панораму мурманского "Алёши" — он великолепен), Сталинграда, Ленинграда, Киева, Брестской крепости и сотен других городов. Конкретный подвиг — миф, подвиг всей страны и всего народа — реальность. Фильм, основанный на мифе, рассказывает о реальном подвиге — такое бывает.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров