Парфюм может подорожать вдвое из-за борцов с пьянством
До 26 декабря в правительство должен поступить законопроект о внесении акциза на спирт, который покупается для производства парфюмерии, косметики и бытовой химии. Такое поручение зампредседателя правительства Александр Хлопонин дал Минфину, Минэкономразвития, Минпромторгу и Росалкогольрегулированию. Предполагается, что акциз поможет в борьбе за трезвость – малоимущие россияне банально перестанут пить одеколон. Хотя на практике может получиться иначе.
Коллаж © L!FE. Фото: © EAST NEWS, © РИА Новости/Виталий Белоусов
Разговоры про акцизы на косметику и бытовую химию идут уже больше десяти лет. Ещё в ноябре 2006 года обложить используемый при производстве этих товаров спирт дополнительным налогом предлагал тогдашний глава Минэкономразвития Андрей Шаронов. И с тех пор тему парфюмерного акциза власти обсуждали не раз. Но в этом году, похоже, действительно решили воплотить старую идею в жизнь.
В середине ноября Александр Хлопонин провёл совещание "О мерах по противодействию употреблению населением спиртосодержащих жидкостей в пищевых целях". Правительство всерьёз обеспокоено тем, что люди пьют что угодно, вплоть до духов и одеколонов. Хлопонин поручил Минфину, Минэкономразвития и Минпромторгу внести в правительство к концу 2016 года предложения об установлении акциза на этиловый спирт, приобретаемый организациями, осуществляющими производство парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии. С помощью акциза государство планирует бороться с пьянством, а точнее с потреблением спиртосодержащей косметики как спиртного.
Возможным утешением для производителей парфюмерии станет предоставление им налогового вычета. Само собой при условии, что они смогут подтвердить факт использования спирта для производства указанной продукции.
— Сама идея акциза на парфюмерию бессмысленна, — считает президент Гильдиии маркетологов Игорь Березин. — По этой причине её уже неоднократно отвергали в правительстве. Но самое интересное, что несмотря на всю свою бессмысленность она как зомби оживает снова и снова. Во-первых, число людей, пьющих одеколон, ничтожно мало. К тому же самые дешёвые духи всё равно выходят дороже самой дешёвой водки. А закончится всё только повышением цен на парфюмерию и косметику. И больше всего пострадает дешёвый сегмент — эта продукция может подорожать в два раза.
Фактически акциз может подорвать только бюджет российских производителей. Импортные бренды спирт в России не закупают, соответственно их парфюм акцизом облагаться не будет, а они останутся в прежней ценовой категории. Соответственно, что больше всего пострадают производители и покупатели именно дешёвого российского парфюма. У них существенно вырастут издержки.
— Не говоря уже о том, что ужесточение налогообложения приводит только к тому, что растёт число контрафакта и создаётся благоприятная атмосфера для мошенничества, — продолжает Березин. — Даже если среди пьющих людей был бы высокий спрос на одеколон, то просто появился бы контрафакт. Где-нибудь на Алтае запустилось бы нелегальное производство. Я просто надеюсь, что и на этот раз идея про акциз на парфюм так и останется на стадии обсуждения.
Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз опасается, что если государство всё же введёт акциз на спирт для такой продукции, то она, конечно же, подорожает, из-за чего её потребители уйдут в кустарный сегмент суррогатного рынка алкоголя:
— Потребители такой продукции пойдут за нелегальной водкой по 100 или за легальной по 200 рублей? Нет. Они пойдут на суррогатный рынок.
По его оценке, около 15 млн потребителей в России пьют самогон — 250 млн литров в год (по 50 руб за литр), спиртосодержащие жидкости — около 400 млн литров в год (в том числе косметические, также с применением пищевого спирта и по цене 50 руб за литр), а также аптечные настойки — примерно 150 млн литров (тоже по 50 руб за литр). Именно эти потребители и пострадают в случае, если всё же государство решит ввести акциз на спирт для производства парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии.
— Я предложил бы приравнять эту продукцию к алкогольной и продавать её, включая аптечные настойки, также как алкоголь. Но сохранить цены по 50 руб. Тем самым мы бедных людей обеспечиваем заводской нормальной продукцией. Все производители этой продукции производят её не для чистки ванн и унитазов, а исключительно для внутреннего потребления. Они все прекрасно знают.
С представителями отечественных парфюмерных компаний связаться не удалось.