Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 ноября 2016, 12:15

Куда ты прёшь? Глава геосервисов "Яндекс" — о работе навигаторов

Роман Черчин рассказал о маршрутах в пробки, телепортации и живом общении с голосом навигатора.

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Полную версию программы "Дорожное ополчение" с Романом Черчиным слушайте а аудиофайле. 

П. ШКУМАТОВ: Мы пригласили к нам в студию, надеюсь, это будет доброй традицией, Романа Чернина, руководителя геосервисов "Яндекс". Доброе утро.

Р. ЧЕРНИН: Доброе утро.

П.Ш.: Давайте начнём по порядку. Давайте перейдём к событию, которое произошло пару дней назад, это тест, большой тест, тестовый забег разных навигаторов.

Р.Ч.: Заезд.

П.Ш.: Да, заезд разных навигаторов. Что это было?

Р.Ч.: Мы, конечно же, думаем про то, чтобы сравниваться с нашими конкурентами и следить за тем, чтобы качество нашего продукта не падало. Мы регулярно делаем разные сравнения. И вот на прошлой неделе мы делали, у нас это называлось "Заезд по пробкам", когда несколько десятков автомобилей в одно и то же время стартовали от офиса "Яндекса" вечером, по самым вечерним пробкам и разъезжались в разные места Москвы. В основном это были довольно дальние заезды, больше 40 минут, час и так далее. Идея была в том, чтобы несколько экипажей каждый по своему навигатору ехали из одной точки А в одну и ту же точку В. И мы сравниваем. То есть наперегонки отправлялись по пробкам московским к точке назначения. И мы сравнивали и время, и пользовательский опыт, который в течение этой поездки был. И ещё опрашивали наших пользователей. У нас был экипаж из сотрудников "Яндекса" и водителей такси, которые выступали в роли пилотов.

П.Ш.: И? И в итоге какие навигаторы принимали участие?

Р.Ч.: Принимали участие все навигаторы, которые есть сейчас у пользователей в Москве. "Яндекс" и все наши конкуренты.

Е.О: "Навител", "Гугл"?

Р.Ч.: "Гугл", "Навител" и другие ребята.

Е.О.: Которых никто не знает.

Р.Ч.: С кем мы конкурируем. Вы, наверное, ожидаете, что я сейчас оглашу результаты?

П.Ш.: Ну хоть какие-то, да.

Р.Ч.: Могу сказать, что мы в грязь лицом не упали. Не хочется сейчас какие-то числовые вещи, как мы шутим внутри, что кто удвоит результат, у того есть преимущество. Не хотелось бы сейчас излишне хвастаться. Мы планируем это делать регулярно. Пётр, приезжайте как-нибудь, осветите такой заезд, потом независимое суждение сможете вынести.

П.Ш.: С удовольствием. Конечно. Кстати, такие тестовые заезды делали, если мне не изменяет память, "GPS-клуб", есть такой сервис.

Е.О.: Да, и журналисты периодически это устраивают.

Р.Ч.: Периодически в прессе бывают подобные исследования. Тут вопрос количества заездов, которые делаются. Потому что, конечно, когда ты делаешь 2—3 поездки, то объективное суждение довольно сложно вынести. Мы решили, что надо несколько десятков хотя бы машин, которые едут в разных районах, на разных маршрутах, может быть, разные ситуации. Хочется более объективную картину.

Е.О.: Несмотря на то что "Яндекс. Навигатор" самый популярный, что здесь говорить. Есть несколько болячек, которые я вчера изучала очень плотно. Мнения, советы и пожелания. Кстати, я была удивлена, насколько вы опираетесь на них и принимаете их. Кто-то даже говорил, я помню, писал, что это было предложение, и я написал, и раз — и сервис обновился, появилось. То, на что жалуются все. То, что карты практически бесполезные и навигатор становится практически бесполезным без интернета. Это реально больное место, потому что даже в Москве интернет пропадает регулярно.

П.Ш.: Да, давай этот вопрос зададим. Будет ли как-то он в офлайне работать?

Р.Ч.: Как вы знаете, мы некоторое время назад сделали так, чтобы в офлайне работал поиск. Как сейчас может работать?

Если вы при наличии интернета нашли адрес, построили маршрут, и дальше вы едете, навигатор вас сопровождает даже без интернета
Роман Черчин

Конечно, если у вас закачаны в кэш карты. Что мы планируем, конечно, видим этот запрос, думаем про то, как сделать офлайн-навигацию. Есть много моментов, которые делают эту задачу достаточно объёмной. В частности размер кэша, который у пользователя на телефоне хранится и так далее. И справедливости ради, действительно, мы ориентируемся, прежде всего, на наших потребителей в больших городах, где в целом с интернетом ситуация плюс-минус ничего. Бывают вещи, есть запросы от наших же пользователей, которые выигрывают пока по приоритетам. Но, конечно, про офлайн-маршрутизацию мы знаем, в планах она стоит.

Е.О.: Тогда пойдёмте дальше по больным местам.

П.Ш.: Платные дороги?

Е.О.: Нет, платные дороги — это будет третье в этом списке. В списке негатива. Многие ещё о чём говорят, что якобы (началось это недавно) "Яндекс. Навигатор" напрямую ведёт тебя в пробку и регулирует те самые автомобильные потоки, находясь в каком-то нехорошем сговоре с дорожными службами Москвы.

Р.Ч.: Наверное, на этот вопрос легче всего отвечать. Потому что есть такая склонность у людей рационализировать действительность через какие-то теории заговора. Но всегда хочется придумать какую-то такую красивую концепцию, которая объясняет всё.

Е.О.: Но это, правда, так бывает. Я говорю на своём опыте. Это действительно так. Иногда приводит прямиком тебя в пробку.

Р.Ч.: Знаете, бывают более простые объяснения. Например, бывают ошибки.

Что греха таить, любое приложение, особенно в сложной ситуации с московскими пробками, нет-нет, да и ошибётся
Роман Черчин

Всё это делают люди, всё это делают алгоритмы. Легче всегда объяснить. Нам, конечно, очень приятно, что пользователи зачастую не верят, что мы можем ошибаться и верят, что мы лучше вступим в заговор с кем-нибудь, чем наши алгоритмы работают неидеально. Но действительно бывают сложные ситуации, когда быстро меняется дорожная ситуация и так далее. Для того чтобы избегать подобных проблем, мы довольно сильно в последнем релизе переделали функцию перестроения маршрутов. То есть когда вы двигаетесь по определённому маршруту, который вы выбрали, и если пред вами впереди поменялась дорожная ситуация, мы предлагаем наиболее короткий маршрут, более оптимальный маршрут объезда. Мне кажется, в октябрьском релизе у нас довольно сильно эта функция была переделана. Мы сейчас видим по нашим логам, по метрикам, видим, что пользователи а) активно стали пользоваться этой функцией перестроения и б) это почти всегда помогает сократить время в итоге в поездке. Поэтому просто обращайте внимание на оповещение навигатора, что найден более короткий маршрут, и перестраивайтесь.

П.Ш.: А тоже такой вопрос: может быть, всё-таки дать пользователю право выбора? То есть более короткий маршрут по времени или более короткий маршрут по расстоянию.

Р.Ч.: Если вы обращали внимание, то обычно на старте поездки предлагается несколько вариантов маршрута.

П.Ш.: Но потом я уже не могу никак на это повлиять.

Р.Ч.: Здесь нужно найти баланс между пользовательским экспириенсом и оптимизацией времени. Дело в том, что в момент, когда пользователь уже за рулём, количество беспокойств, которые интерфейс причиняет пользователю во время вождения, его можно тоже оптимизировать. Если мы всё время будем беспокоить пользователя тем, что о, можно чуть-чуть так, можно чуть-чуть так, тоже это по тестам показывает, что это не оптимально.

П.Ш.: Вызывает раздражение. Роман, хотели что-то ещё сказать про "Яндекс. Навигатор" нашим слушателям?

Р.Ч.: Я хотел сказать, что у нас будет скоро релиз, каждый месяц мы стараемся что-то важное выпускать. В декабре у нас будет долгожданная функция, которую у нас давно просят, это, мы называем это "полосность". То есть на навигаторе наконец-то на больших развязках, на больших перекрёстках будет показывать из какой полосы какой манёвр можно совершать, что, конечно, мы надеемся, поможет не пропускать важные съезды с больших дорог и находить нужную дорогу. Нас давно об этом просили.

Е.О.: Я вчера видела кучу сообщений по этому поводу.

Р.Ч.: Уже, я думаю, в ближайшие дни бета-версия будет доступна и в декабре все наши пользователи должны эту функцию получить.

Е.О.: А вообще, довольно часто вы обновляетесь. Недавно у вас появилась такая функция, по всей видимости, для москвичей просто необходимая. То, что касается парковок. Парковочные места теперь можно посмотреть в "Яндексе". Это очень удобно. Также у вас там ещё какие-то обновления были по поводу "Мои поездки", вот это вот окошко появилось, где можно сохранять историю, куда вы когда ехали. А вообще, насколько часто происходят подобные обновления?

Р.Ч.: Большие релизы с заметными функциями случаются где-то раз в месяц, в полтора.

Е.О.: Когда уже появится навигатор, который разговаривает с пользователями? Есть люди, которые разговаривают. Они сначала заведут туда какой-то маршрут, а потом начинают объяснять, что навигатор неправ, куда ж ты прёшь и так далее. И вроде как не один едешь, разговариваешь.

Р.Ч.: Вы знаете, что многие разговаривают. У нас с Оксаной есть женский голос, это живой человек. Девушка в "Яндексе" работает, Оксана, давала несколько раз интервью, то есть это абсолютно живой персонаж, с характером и так далее. Действительно, видимо, пользователи чувствуют, что это не студийная запись, а живой человек.

П.Ш.: "Новая озвучка будет?" — спрашивает 4-й. "Какая-нибудь прикольная". Или смогу ли я сам озвучить какие-то шаблоны и загрузить это в "Яндекс"?

Р.Ч.: Такое мы не планируем.

Интересные озвучки ждите, что-нибудь придумаем
Роман Черчин

Е.О.: Самый креативный креатив у вас был Уткин.

Р.Ч.: Доля пользователей, которая его использует, очень высокая. Я сам часто, сам за рулём и в такси. В такси садишься, и половина едет с Уткиным.

Е.О.: Он тоже так житейски очень озвучивал, тоже хочется с ним пообщаться периодически.

П.Ш.: Да. Когда-нибудь у нас будет искусственный интеллект, с которым мы будем все общаться по нейроинтерфейсам. 48-й: "Яндекс. Навигатор" по улице Балчуг перекидывает далеко за МКАД, в Шереметьево". Это что?

Р.Ч.:  Это наша общая боль.

Е.О.: Глушилки?

Р.Ч.: Телепортация пользователей по каким-то причинам происходит. Это правда. Из центра бросает то во Внуково, то в Шереметьево, то недавно мы заметили, что иногда в Раменское. Мы всё надеялись, что это какое-то временное помутнение сети в этих районах, но похоже, что нам с этим жить довольно долго, и мы сейчас придумываем, как пользователям в этой ситуации помочь. Совсем решить эту проблему невозможно, потому что мы этот сигнал получаем от устройства и сами не можем заменить GPS-сигнал, который скакнул. Но как-то сделаем, постараемся в пользовательском интерфейсе, чтобы, по крайней мере, люди не терялись и понимали, где они находятся, была возможность перестроить маршрут.

П.Ш.: "Будет ли "Яндекс. Навигатор" работать на Windows CE?" такой странный вопрос.

Р.Ч.: А Windows CE всё ещё существует?

П.Ш.: Видимо, да.

Е.О.: У кого-то да.

Р.Ч.: Мы в ближайшее время перезапускаем, только не на Windows CE, а на Windows 10 "Яндекс. Карты", "Яндекс. Навигатор", свежие версии выйдут практически переписанные с нуля. Но в целом платформа не самая сейчас растущая. Но мы знаем, что у нас там есть пользователи, и стараемся поддерживать.

П.Ш.: Вероятно, это имеет отношение к полупромышленным применениям.

Р.Ч.: К встроенным.

П.Ш.: Скорее всего.

Е.О.: Вопрос, который я уже не первый раз читаю, то, что касается грузовиков. Будет ли выбор, на чём я еду, — на легковой или на грузовике?

П.Ш.: Грузовой каркас.

Е.О.: И упираешься в запрет проезда.

Р.Ч.: Думаем про это. Лежит у нас это в планах. Посмотрим. Пока не могу назвать сроки, но знаем, что у нас много тоже пользователей на грузовом транспорте.

П.Ш.: Те же самые вопросы от таксистов. Дето в том, что выделенные полосы для таксистов есть, скорость движения по выделенным полосам одна, по обычным полосам другая. Будет ли что-то для таксистов отдельно? То есть я таксист, нажал на кнопку, и у тебя пробки совсем по-другому построились. Маршруты тоже по-другому.

Р.Ч.: Тоже думаем про то, как это учесть. Возможно, появится учёт этого фактора в расчёте прогнозированного времени прибытия.

П.Ш.: Просто у вас там есть "Я пешеход", "Я на общественном транспорте", "Я на машине". Машины разные — машина легковая обычная, грузовая, такси. Такое что-то появится?

Р.Ч.: Постараемся придумать, видите, как много запросов. Всегда вопрос баланса. Всегда каждый релиз, вы не представляете, какая битва идёт внутри "Яндекса" за то, что включить в ближайшие планы и что именно включить в ближайшие релизы.

П.Ш.: Маршрут для депутатов, кстати?

Е.О.: "Я депутат", и едешь, как хочешь. Никто не останавливает.

П.Ш.: Встречки не существует.

Е.О.: Многие пишут, что дома новые, новостройки, которые появляются, они очень поздно появляются на картах. Человек уже, может, там живёт полгода, а ничего нет.

Р.Ч.: Давайте я выступлю с рекламным сообщением. Вы можете сами эти данные все внести на карту, даже не нужно ждать, когда… Мы стараемся, конечно, все эти данные обновлять как можно быстрее, но любой пользователь "Яндекса" может через специальный интерфейс "Народные карты" внести домик или как минимум дать обратную связь, что здесь домик.

Е.О.: Другие будут видеть?

Р.Ч.: Да, это происходит буквально за несколько дней. Проходит модерация, и появляется на карте.

П.Ш.: Да, я сам так делал. "Есть ли в планах отмечать на карте участки, где запрещён обгон? Очень помогло бы на загородных трассах".

Р.Ч.: Давайте запишу, ребятам отнесу.

П.Ш.: "Предлагаю озвучить навигатор правильным переводом Гоблина". "Место стрелки, которая ведёт по маршруту, показывает точку Я и не ведёт, в чём может быть проблема?"

Р.Ч.: Так выглядит потеря GPS-сигнала.

П.Ш.: Это переходит на сотовую связь?

Р.Ч.: Мы просто показываем, где вы находитесь, потому что точность позиционирования резко падает.

Е.О.: То, что касается ошибок в метрах. Иногда недотягивает или наоборот раньше времени заставляет тебя повернуть.

Р.Ч.: Тут, к сожалению, мы не на 100% самостоятельны. Потому что то, как мы позиционируем, это GPS. В Москве скачет точно так же, там, где GPS работает, не около Балчуга, точность позиционирования может скакать на сотни метров. Нам надо точно поставить точку, что вот сейчас поворот. А на самом деле сигнал, который мы видим, это плюс-минус 300 метров. В этой ситуации приходится с помощью вычислений.

Е.О.: А к вам жалобы приходят? "Повернул не там, вы виноваты, меня оштрафовали на 500 рублей, верните".

Р.Ч.: Так нам не пишут пока.

П.Ш.: Нам написали. Головой надо думать. Всё-таки навигатор это же не какой-то прибор, который отвечает за это. "На Windows CE работает большинство штатных магнитол". Кстати, про магнитолы. "Есть приложение "Яндекс. Навигатор", "Яндекс. Транспорт", "Яндекс. Карты" и у всех свои карты, а нельзя ли всё сделать в единой карте?"

Р.Ч.: Карта единая. В навигаторе другое отображение упрощённое, для того чтобы именно за рулём не отвлекать на много деталей, и там по-другому отрисована подложка. Но данные все едины.

П.Ш.: Почему на "Яндекс. Навигаторе" не показывается информация о фирмах, которые расположены в конкретном доме? В "Яндекс. Картах" показывается, а в навигаторе нет.

Р.Ч.: В навигаторе тоже часть показывается. Их показывается, возможно, меньше по той причине, что когда вы за рулём, вам нужны заправки, возможно, нужны рестораны, фаст-фуды. Но в большом торговом центре, что там внутри, наверное, не так интересно.

П.Ш.: Роман Чернин, руководитель геосервисов "Яндекс" был у нас в студии. Роман, спасибо, что пришли к нам.

Р.Ч.: Спасибо вам, что позвали.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar