"Философия Родины" А.Ф. Лосева
Публицист Линн Ханова — об идеях, содержащихся в философском тексте, процитированном президентом России в рамках послания Федеральному собранию.
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович/Селимханов
Президент России ещё несколько лет назад взял на себя роль главного просветителя широких масс в области русской философии. Имена, прежде известные лишь специалистам и фанатам, мигом оказывались на каждой кухне после того, как в своих посланиях Федеральному Собранию их упомянул президент.
Владимир Путин уже заставил всю страну читать Бердяева, Ильина и Менделеева, отчаянно пытаясь понять, какими же всё-таки идеями руководствуется Кремль при принятии решений. Каждый раз он выбирает лишь одну небольшую цитату с уверенностью, что найдут и прочтут.
Какое же домашнее задание дал стране президент на этот раз?
Конечно, президент цитирует не принёсшие А.Ф. Лосеву всемирную славу "Диалектику мифа" и работы по античной философии и эстетике, а "Жизнь" — небольшой, почти художественный, автобиографический текст, который читается легко и не требует специальных знаний. Его удобно читать с телефона и обсуждать на кухне.
Краткое содержание для тех, кто ещё не прочёл.
Это текст, в котором великий философ Лосев публично отрекается от философии как познания, от познания вообще, от науки, искусства и практики:
"Наша философия должна быть философией Родины и жертвы, а не какой-то там отвлечённой, головной и никому не нужной "теорией познания" или "учением о бытии или материи".
То есть по большому счёту, говорит Лосев, России не нужна философия как критическое, взвешенное, самоконтролирующее, предельно самосознающее мышление, всегда пребывающее в сомнении относительно собственной обоснованности. Нам нужна идеология — нечто, что звучит "возвышенно и волнующе", а главное — подвигает к действию.
Что из себя представляет эта "философия Родины и жертвы"?
Родина появляется в тексте, чтобы занять место Бога (и даже описывается в точности теми же оборотами: "Блажен, кто видел и уверовал; но трижды блажен тот, кто не видел и всё же уверовал") и спасти от бессмысленности существования: вера в Родину — единственное, что способно придать смысл его мучительному существованию, полному злых мальчишек, равнодушных инженеров и циничных учёных, которые не понимают страданий великого философа.
Лосев конструирует понятие Родины через жертву и смерть: не жертва нужна ради Родины, а Родина есть то, что оправдывает и наделяет смыслом человеческие жертвы.
Все, кто с этим не согласен, всё равно — только без возвышенного смысла, а под канцелярскими ярлыками: "страдание, и борьба, и самая смерть для тех, кого это коснулось, только желанны, и они полны смысла, в то время как они совершенно бессмысленны для всяких отщепенцев и индивидуалов".
Те, кто жаждет страданий — налево, отщепенцы и индивидуалы — направо, пожалуйста.
Однако Родина не существует без жертв и смерти — смерти, которая ассоциируется у философа с уютом и теплом материнских объятий. Объятия Родины — это объятия смерти, пишет Лосев, которого Родина приговорила к десяти годам Беломорканала за занятия учениями о бытии и материи. В них тепло и уютно — отсылка к Родине объясняет всё: и замученную собаку, и убитую авиабомбой мать, и пытки, и принудительный труд.
Вот что такое "любовь к Родине" у великого русского философа А.Ф. Лосева.