Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 декабря 2016, 13:54

Полумесяц и свастика: Как Гейдар Джемаль синтезировал исламизм и неонацизм

Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

Умерший сегодня (от неясных пока причин) глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль был личностью весьма примечательной, и не только потому, что всю жизнь поддерживал разного рода радикалов от ислама — что в России, что за её рубежами (включая афганский "Талибан"* и ИГИЛ*). Именно он в своё время сформулировал идеологическую доктрину, позволявшую привлекать к этой религии в её радикальном понимании правых радикалов, включая и откровенных поклонников Гитлера.

Джемаль (сын русской и азербайджанца) начал свою политическую карьеру в 1988 году, став членом руководства "Памяти" Дмитрия Васильева, чернорубашечники которой, ставшие в перестройку символом правого радикализма, гордо именовали себя "православными русскими фашистами". Однако даже для такой организации он оказался чересчур радикален и уже через год был изгнан по обвинению в идейных связях с писателем Юрием Мамлеевым, ранее создавшим подпольный "Чёрный орден СС", в который Джемаль был действительно вхож.

— Г-н Джемаль вёл идеологический семинар для рядовых членов "Памяти", — уточняет журналист Марк Дейч. — Посетив однажды этот семинар, Васильев пришёл в ужас: эскапады Джемаля были не только антимонархическими (что для Васильева абсолютно неприемлемо), но и представляли собой, по выражению лидера "Памяти", "сгусток национал-социализма".

Дальнейший разворот судьбы нашего героя был весьма неожиданным.

— В июне 1990 года Джемаль принял активное участие в организации Исламской партии возрождения, которая заявляла, что её задача — реформация СССР, превращение его в государство вернувшихся к возрождённому исламу тюрок, кавказцев и исламизированных славян, — отмечает израильский исследователь Евгений Мороз. — С 1992 года Джемаль вёл на Первом канале российского ТВ исламский раздел религиозной программы "Ныне", где он вдохновенно пропагандировал достижения иранского режима и соблазнял рассказами о распространении ислама в среде интеллектуалов Италии и Франции.

Интересная цепь совпадений — 1 января 1990 года верховный аятолла Хомейни написал письмо Михаилу Горбачёву, предлагая сделать ислам вместо коммунизма идеологией Советского Союза.

— Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, — писал Хомейни, предлагая свои услуги в этой связи. — Хочу твёрдо заявить, что Исламская Республика Иран, как самый могущественный оплот исламского мира, может с лёгкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе вашего общества.

Генсек на столь щедрое предложение не поддался, передав 25 февраля того же года Хомейни любезный отказ через министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе... и менее чем через полгода в СССР создаётся партия, обещающая обратить в ислам славян и не скрывающая своей ориентации на образцы победившей иранской революции в Иране.

— Какое исламское зарубежье может нам помочь? В Сирии или Ираке у власти немусульмане, которые без согласования с Москвой ничего делать не станут, — перечислял Джемаль свои антипатии в исламском мире в интервью "Независимой газете" 6 июня 1991 года. — Пакистану, мне кажется, хватает забот с Афганистаном. Что же касается саудовцев, то от этих лицемеров исламская партия никогда денег не примет. "Помощь" Саудовской Аравии погубила в мире не одно доброе начинание.

Подобных групп в те годы возникало немало. Например, Вадим Медведев, "перестроившийся", как тогда говорили, в Абдул-Вахеда Ниязова, быстро создал в Москве ориентированную на саудитов.

— 20-летний неофит сумел в считаные месяцы подружиться с сотрудниками Посольства Саудовской Аравии в Москве. В апреле 1991 года при финансовой поддержке саудитов он создаёт Исламский культурный центр Москвы (в 1993 году переименован в Исламский культурный центр России) и становится его генеральным директором. Ниязов сосредоточился на совместных с саудитами проектах. Принимая деньги у восточных патронов, он на Коране обещал потратить их на возрождение ислама в атеистическом государстве, — писал в 2001 году журналист Алексей Челноков.

В одной из статей исламоведа Алексея Малашенко можно найти интересные детали тогдашней деятельности этого Исламского культурного центра (ИКЦ).

— В 1991 году в Москве при ИКЦ была предпринята попытка организовать славянскую мусульманскую общину, — пишет Малашенко, цитируя интервью создателей этого центра, данное летом 1991 году саратовскому "Мусульманскому вестнику". — Группировавшиеся вокруг семнадцатилетнего Игоря Алексеева молодые люди считали, что будущее за исламом, и были готовы "разъяснять последний путь Всевышнего среди славян".

Судя по всему, речь о преподавателе ВШЭ Игоре Алексееве, работающем в исламском фонде Марджани и известном в последнее время как автор публикаций, в которых заявляет о якобы имеющих место в России "гонениях на ислам — исламофобской и ксенофобской истерии в СМИ и Интернете, периодически поддерживаемой политиками и политтехнологами".

Гейдар нашёл иной путь, решив по опыту пребывания в "Памяти" вербовать праворадикалов.

— Подлинный ислам и подлинная Правая — неконформны, их живой нерв состоит в противостоянии, в несогласии, в неотождествлённости, — заявлял он в статье "Ислам и правая (третья) позиция", вышедшей в 1991 году в издававшимся Александром Дугиным альманахе "Гиперборея". — Глубинная связь между метафизической — Богооткровенной! — традицией и таким, казалось бы, имманентным феноменом, как Правая, обнаруживается как раз в их зеркальной оппозиции… Исламская революция есть не что иное как восстание против "тагута" (неисламской власти. — Прим Лайфа)… Что мешает им стать одним, если не считать технических помех в виде исторических счётов, интеллектуальных разночтений и культурологических недоразумений? Ведь это, в сущности, — параллели новой геометрии, сходящиеся в бесконечной перспективе!

Как происходило наведение мостов, можно найти упоминания в прессе тех лет.

— Неонацистская группа "Русский национальный союз" недавно справила презентацию своего периодического издания — журнала "Нация", — описал 20 декабря 1995 года в газете "Известия" происходившее на мероприятии журналист Алексей Челноков в статье "Муэдзин на Спасской башне". — На возвышении, за столом, сидят четверо. Один, в чёрном костюме, на лацкане — свастика, ведёт собрание: "Наш путь — путь радикальной революции, несущей национальное и социальное освобождение... Наши союзники в первую очередь — это исламские фундаменталисты, ведущие отчаянную борьбу против "большого шайтана". Затем ведущий пригласил к микрофону "видного представителя исламского воинства" Гейдара Джемаля.

И агитация Джемаля имела успех в бритоголовой среде, которую первой начал привлекать в свои ряды "Русский национальный союз" (переименованный в 1998 году в Русскую национальную социальную партию), издававший газету под красноречивым названием "Штурмовик" (закрыта в 1998 году за разжигание национальной розни, что было откровенной редкостью по тем временам). Что интересно, по имеющимся упоминаниям, лидер этой праворадикальной партии Константин Касимовский и его зам по работе с регионами Алексей Лампси подвизались авторами в газете "НГ-Религии", которую в те годы редактировал друг Джемаля Максим Шевченко, защищающий ныне дагестанских салафитов (ваххабитов), как когда-то Джемаль.

— Сколько шума было вокруг так называемых ваххабитов Дагестана. А это просто мусульмане, которые не желают мириться, что республика управляется коррумпированными властями, — заявил Джемаль в 1999 году в одном из интервью. — Они говорят: "Вы можете уничтожить нас, но мы попадём в рай". Там не действуют коррумпированные законы, номенклатурно-ментовские правила, там живут по чистым законам Бога. С них надо брать пример.

И ведь брали, и не только они.

— Чуть более четырёх лет назад здесь же, в этом зале, когда мы встречались с читателями издававшегося тогда журнала "Нация", — заявил 18 февраля 2000 года в музее Маяковского на творческом вечере газет "Царскiй опричникъ" и "Правое сопротивление" член редколлегии последней Ярослав Бутаков, — среди части националистов было модно увлечение идеями исламской революции, преклонение перед их методами борьбы с американской экспансией, перед их методами прихода к власти, перед их методами идеологического воздействия.

Именно под влиянием Джемаля в 2004 году в Москве оформилась созданная бывшими членами РНЕ и других ультраправых организаций Национальная организация русских мусульман, также (в который раз!) ставившая целью обращение русских в ислам.

 

Впрочем, с её лидерами (как и с прочими) пути у председателя самопровозглашённого Исламского комитета России быстро разошлись, ибо те обвинили Джемаля в недостаточном знании ислама. Что и неудивительно, учитывая, например, заявления последнего о том, что "ислам на самом деле является законным наследником унитарианства (раннехристианской ереси. — Прим. Лайфа), осуждённого Никейским собором".

"Арийский ислам" в России, несмотря на симпатии к нему праворадикалов, не оформился. В отчаянии в 2008 году Джемаль устремился в ряды "несогласных", а в 2011 году примкнул к "белоленточным" и даже Левому фронту, но без особого успеха. Последние годы он коротал, уже никем серьёзно не воспринимаемый.

* Организация запрещена в России Верховным судом РФ.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar