Полумесяц и свастика: Как Гейдар Джемаль синтезировал исламизм и неонацизм
Умерший сегодня (от неясных пока причин) глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль был личностью весьма примечательной, и не только потому, что всю жизнь поддерживал разного рода радикалов от ислама — что в России, что за её рубежами (включая афганский "Талибан"* и ИГИЛ*). Именно он в своё время сформулировал идеологическую доктрину, позволявшую привлекать к этой религии в её радикальном понимании правых радикалов, включая и откровенных поклонников Гитлера.
Джемаль (сын русской и азербайджанца) начал свою политическую карьеру в 1988 году, став членом руководства "Памяти" Дмитрия Васильева, чернорубашечники которой, ставшие в перестройку символом правого радикализма, гордо именовали себя "православными русскими фашистами". Однако даже для такой организации он оказался чересчур радикален и уже через год был изгнан по обвинению в идейных связях с писателем Юрием Мамлеевым, ранее создавшим подпольный "Чёрный орден СС", в который Джемаль был действительно вхож.
— Г-н Джемаль вёл идеологический семинар для рядовых членов "Памяти", — уточняет журналист Марк Дейч. — Посетив однажды этот семинар, Васильев пришёл в ужас: эскапады Джемаля были не только антимонархическими (что для Васильева абсолютно неприемлемо), но и представляли собой, по выражению лидера "Памяти", "сгусток национал-социализма".
Дальнейший разворот судьбы нашего героя был весьма неожиданным.
— В июне 1990 года Джемаль принял активное участие в организации Исламской партии возрождения, которая заявляла, что её задача — реформация СССР, превращение его в государство вернувшихся к возрождённому исламу тюрок, кавказцев и исламизированных славян, — отмечает израильский исследователь Евгений Мороз. — С 1992 года Джемаль вёл на Первом канале российского ТВ исламский раздел религиозной программы "Ныне", где он вдохновенно пропагандировал достижения иранского режима и соблазнял рассказами о распространении ислама в среде интеллектуалов Италии и Франции.
Интересная цепь совпадений — 1 января 1990 года верховный аятолла Хомейни написал письмо Михаилу Горбачёву, предлагая сделать ислам вместо коммунизма идеологией Советского Союза.
— Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, — писал Хомейни, предлагая свои услуги в этой связи. — Хочу твёрдо заявить, что Исламская Республика Иран, как самый могущественный оплот исламского мира, может с лёгкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе вашего общества.
Генсек на столь щедрое предложение не поддался, передав 25 февраля того же года Хомейни любезный отказ через министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе... и менее чем через полгода в СССР создаётся партия, обещающая обратить в ислам славян и не скрывающая своей ориентации на образцы победившей иранской революции в Иране.
— Какое исламское зарубежье может нам помочь? В Сирии или Ираке у власти немусульмане, которые без согласования с Москвой ничего делать не станут, — перечислял Джемаль свои антипатии в исламском мире в интервью "Независимой газете" 6 июня 1991 года. — Пакистану, мне кажется, хватает забот с Афганистаном. Что же касается саудовцев, то от этих лицемеров исламская партия никогда денег не примет. "Помощь" Саудовской Аравии погубила в мире не одно доброе начинание.
Подобных групп в те годы возникало немало. Например, Вадим Медведев, "перестроившийся", как тогда говорили, в Абдул-Вахеда Ниязова, быстро создал в Москве ориентированную на саудитов.
— 20-летний неофит сумел в считаные месяцы подружиться с сотрудниками Посольства Саудовской Аравии в Москве. В апреле 1991 года при финансовой поддержке саудитов он создаёт Исламский культурный центр Москвы (в 1993 году переименован в Исламский культурный центр России) и становится его генеральным директором. Ниязов сосредоточился на совместных с саудитами проектах. Принимая деньги у восточных патронов, он на Коране обещал потратить их на возрождение ислама в атеистическом государстве, — писал в 2001 году журналист Алексей Челноков.
В одной из статей исламоведа Алексея Малашенко можно найти интересные детали тогдашней деятельности этого Исламского культурного центра (ИКЦ).
— В 1991 году в Москве при ИКЦ была предпринята попытка организовать славянскую мусульманскую общину, — пишет Малашенко, цитируя интервью создателей этого центра, данное летом 1991 году саратовскому "Мусульманскому вестнику". — Группировавшиеся вокруг семнадцатилетнего Игоря Алексеева молодые люди считали, что будущее за исламом, и были готовы "разъяснять последний путь Всевышнего среди славян".
Судя по всему, речь о преподавателе ВШЭ Игоре Алексееве, работающем в исламском фонде Марджани и известном в последнее время как автор публикаций, в которых заявляет о якобы имеющих место в России "гонениях на ислам — исламофобской и ксенофобской истерии в СМИ и Интернете, периодически поддерживаемой политиками и политтехнологами".
Гейдар нашёл иной путь, решив по опыту пребывания в "Памяти" вербовать праворадикалов.
— Подлинный ислам и подлинная Правая — неконформны, их живой нерв состоит в противостоянии, в несогласии, в неотождествлённости, — заявлял он в статье "Ислам и правая (третья) позиция", вышедшей в 1991 году в издававшимся Александром Дугиным альманахе "Гиперборея". — Глубинная связь между метафизической — Богооткровенной! — традицией и таким, казалось бы, имманентным феноменом, как Правая, обнаруживается как раз в их зеркальной оппозиции… Исламская революция есть не что иное как восстание против "тагута" (неисламской власти. — Прим Лайфа)… Что мешает им стать одним, если не считать технических помех в виде исторических счётов, интеллектуальных разночтений и культурологических недоразумений? Ведь это, в сущности, — параллели новой геометрии, сходящиеся в бесконечной перспективе!
PP5P9P4P0Q PP6P5P