Отворяй ворота: в Средиземном море при заходе на посадку упал Су-33
При заходе на посадку на авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" упал истребитель Су-33, пилот катапультировался и был подобран поисково-спасательной службой. Это произошло менее чем через три недели после падения МиГ-29К из этой же авиагруппы. Что это — недостаток опыта, случайность или проблемы с техникой? Лайф разобрался в возможных причинах этого авиационного происшествия.
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ
Первыми о происшествии сообщили, как это уже стало обычным, заграничные блогеры, плотно работающие со своими министерствами обороны. Один из авторитетов в вопросах авиации Дэвид Ценциотти (David Cenciotti) в своём блоге The Aviationist сообщил о том, что во время посадки на палубу авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" упал в воду самолёт Су-33, пилот катапультировался и был подобран вертолётом поисково-спасательной службы.
Вместе с этим он рассказал, что во время происшествия были отличная видимость, четырёхбалльное волнение и ветер около шести метров в секунду. Спустя некоторое время информацию подтвердило и российское Министерство обороны.
Со времени падения самолёта МиГ-29К из авиагруппы "Кузнецова" успело пройти менее трёх недель. Происшествие всё чаще стали называть досадной случайностью, не мешающей выполнению операции, как произошло падение Су-33.
Дело было не в машине
Почти незамеченной и малоозвученной по телевизору осталась новость о том, что причиной падения МиГ-29К, возможно, стала неразбериха в обслуживающей команде, не успевшей вовремя поменять оборванный второй трос аэрофинишёра, который спутался с третьим. Всего их четыре, сажать самолёт на первый и четвёртый чрезвычайно сложно и грозит возможной аварией. Так самолёт и находился в воздухе в зоне ожидания, пока у него не закончилось топливо.
Таким образом, потеря первого истребителя — это не вина пилота и техники, это самое обычное разгильдяйство, которое происходит в обычной жизни и оборачивается многомиллионными потерями в корабельной авиации.
Пока, судя по имеющейся информации, произошёл обрыв тросов аэрофинишёра и самолёт выкатился с палубы "Адмирала Кузнецова". Если это так, то это продолжение всё той же ситуации разгильдяйства и недостаточно качественной работы корабельных служб.
Слишком большой
Су-33 — это палубная версия многоцелевого истребителя четвёртого поколения Су-27. Раньше его чаще всего называли Су-27К, впоследствии закрепилось название "Су-33". Именно этот самолёт стал первым в российской истории, севшим на палубу авианесущего крейсера "Тбилиси" 31 октября 1989 года под управлением лётчика-испытателя Виктора Пугачёва.
Су-33 сохранил почти все качества Су-27, из которого был создан. Более того, он приобрёл увеличенную тяговооружённость и переднее оперение, которое впоследствии сохранилось и на других версиях Су-27. Он имеет большую дальность и грузоподъёмность, чем МиГ-29К, а кроме того, может работать как самолёт-заправщик за счёт подвесного контейнера УПАЗ. При этом сам самолёт имеет штатное оборудование для дозаправки в воздухе. Таким образом, Су-33 с УПАЗ может произвести дозаправку и МиГ-29К, и другого Су-33.
Одна проблема: он слишком тяжёл для единственного российского авианесущего крейсера. Взлетная масса Су-33 — 33 000 килограммов, что на 11 000 больше, чем у МиГ-29К, на 12 000 килограммов больше, чем у F/A-18 Super Hornet, и сравнимо лишь с тяжёлыми корабельными истребителями F-14 Tomcat, уже ушедшими в прошлое. Потому и сделано у нас в стране было всего 17 экземпляров Су-33. Планируется, что в будущем основу российских палубных истребителей составят миниатюрные МиГ-29К.
Для применения Су-33 "Кузнецов" маловат, и сильнее всего это сказывается при посадке. Подобный случай выкатывания за пределы палубы уже был в 2005 году. Тот же самый "Адмирал Кузнецов", тот же лопнувший трос аэрофинишёра и самолёт, потерянный безвозвратно. К счастью, пилот, подполковник Юрий Корнеев, тогда также успел катапультироваться.
Раз — случайность, два — система
Без преувеличения, на "Адмирала Кузнецова" смотрит весь мир. И людей, просто мечтающих о том, чтобы что-то на корабле пошло не так, очень много. В таких условиях и потеря одного самолёта — мощнейший удар по репутации. То же, что происходит сейчас, иначе как бедой назвать сложно.
Всё понятно: мало специалистов, годы недостаточно интенсивных тренировочных полётов, мало опыта. Но как бы понятны и простительны ни были причины произошедшего, с ними всё равно трудно смириться. Случись в сложившихся условиях ещё одна ошибка — и вместо "витрины" российских военных технологий мы получим устойчивую антирекламу.
Остаётся надеяться, что ответственные лица тоже понимают это. Дымящие котлы — это мелочи, а потеря двух самолётов подряд за две недели без ведения боевых действий — это уже никуда не годится.