Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
6 декабря 2016, 06:30

Вашингтонские аналитики заявили о росте могущества Москвы

Коллаж. Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников, EAST NEWS

Коллаж. Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников, EAST NEWS

Кардинальное изменение политической ситуации в Европе в связи с последствиями Брексита, увеличение популярности правоконсервативных политических сил, а также победа Дональда Трампа в борьбе за кресло президента США позволили России нарастить своё влияние в её преимущественной зоне интересов на постсоветском пространстве и создать себе новые стратегические возможности для переговоров и "торга" с Западом. Аналитики влиятельного вашингтонского экспертного центра Stratfor, называемого также теневым ЦРУ, в своём докладе "Дорога России к новому возрождению" указывают на рост влияния Москвы по всем векторам. 

Аналитики Stratfor отмечают, что ком проблем в отношениях России с Западом, копившихся начиная с украинских событий на Евромайдане, воссоединения Крыма и конфликта на Юго-Востоке Украины, вкупе с падением цен на основные экспортные товары России в виде углеводородов, вызвал в стране рецессию, усугубившуюся антироссийскими санкциями. Все эти события поставили под вопрос "титаническую работу Москвы по восстановлению своего влияния" на постсоветской периферии.

Довольно примечательно в этой связи указать на то, что западные эксперты в своих выкладках как данность приводят утверждения о некой изначальной "преступности" политики распространения политического, экономического и культурного влияния России в регионе, вплотную примыкающем к её границам.

Фото: © РИА Новости/Виталий Тимкив

При этом аналогичная деятельность ни Евросоюза, ни тем более находящихся за тысячи километров от территории бывшего СССР Соединённых Штатов подобных нареканий не вызывает. Отчасти именно из-за такого полного и тотального игнорирования национальных интересов России в непосредственной близости от её границ, интересов, которые имеют жизненно важное значение для существования и нормального функционирования страны, и произошёл кардинальный разрыв с Западом.

Вместе с тем изменение расстановки политических сил на самом Западе, как отмечается в докладе Stratfor, приводит к тому, что соседние с Россией государства, ещё недавно проявлявшие в отношении неё крайнюю враждебность, сейчас переоценивают своё "поведение" и пытаются выстроить более конструктивные отношения с Москвой, резонно опасаясь, что Кремль вполне может пойти на какой-нибудь глобальный размен с новой администрацией Белого дома, что может сделать весь восточноевропейский "антироссийский интернационал" попросту ненужным.

Вашингтонские аналитики указывают также на череду довольно успешных для сторонников налаживания диалога с Москвой избирательных кампаний — так, к примеру, в Молдавии на президентских выборах победил выдвиженец местной Соцпартии Игорь Додон, который выступал с платформой восстановления политических и экономических связей республики с Россией. При этом, имея проевропейский парламент и правительство, Додону не удастся в полной мере контролировать внешнеполитический вектор страны, однако прогресс в любом случае приведёт к нормализации ситуации в регионе, что особенно важно с учётом наличия замороженного конфликта в Приднестровье.

Аналогичные процессы идут и в Грузии, где руководство страны начинает смягчать риторику в отношении вышедших из состава страны республик Абхазия и Южная Осетия. Пришедшее на смену команде Саакашвили грузинское руководство отлично понимает, что в стране нет потенциала для долгосрочного противостояния с Россией, а с учётом новых веяний в США и на европейском континенте продолжать конфронтацию становится попросту глупо.

Конечно, дискурс об "оккупированных территориях" никуда из грузинской политики не уйдёт, слишком глубокие корни пустила там русофобия, наложившаяся к тому же на уязвлённую национальную гордость после катастрофичных для Грузии итогов пятидневной войны в 2008 году, — но уровень и объём провокаций наверняка существенно снизится.

Кстати, об Украине: по мнению аналитиков Stratfor, вполне вероятно, что Киеву придётся пересмотреть свои методы и более ответственно подходить к проблематике вялотекущего конфликта в Донбассе. Украина уже не может быть уверена в том, что получит безоговорочную поддержку Запада, и украинскому политическому классу стоит начинать задумываться, как жить в мире, где их вашингтонские и брюссельские покровители заключат за их спиной сепаратное "мирное соглашение" с Россией. Пока же, как отмечается в докладе, Киев предпринимает активные усилия по усилению своего военного потенциала и созданию совместных с Польшей и прибалтийскими странами воинских контингентов, на случай если "старые" члены НАТО, и США в частности, сократят уровень своего военного присутствия в странах Центральной и Восточной Европы. 

Стоит отметить, что западные эксперты в качестве изменения геополитической парадигмы на постсоветском пространстве приводят в пример отношения России и Белоруссии, которые отличает крайняя степень близости и союзничества: наметившееся в последние годы потепление отношений между Минском и Евросоюзом (в результате были даже отменены некоторые персональные санкции против ряда высокопоставленных белорусских чиновников) может остановиться, так как с Белоруссией, являющейся условно "младшим партнёром" России, будет проще решать дела посредством договорённостей с российским руководством.

Аналитики Stratfor указывают также на тот факт, что в результате изменившихся условий и ослабления позиций Запада на евразийском пространстве у Москвы могут появиться новые региональные союзники, включая такие страны, как Азербайджан и Узбекистан. Баку традиционно ориентировался на Турцию и пытался встроиться в западный вектор интеграции на постсоветском пространстве, однако сейчас, ввиду как изменения в политике официальной Анкары, так и по причине того, что Россия продемонстрировала существенный военно-политический потенциал на Ближнем Востоке и стремление защищать своих союзников до конца, Азербайджан усилит сотрудничество как в военно-технических вопросах, так и по линии подготовки специалистов.

Аналогичные сценарии прописываются и для Узбекистана, который всегда занимал особое положение в Центральной Азии, то входя в российские интеграционные проекты (типа ОДКБ), то выходя из них из опасений в формировании слишком сильной политической зависимости от Москвы. Впрочем, как следует из заявлений избранного президента страны Шавката Мирзиёева, Ташкент намерен усилить взаимодействие с Россией по всем направлениям, от экономики и до противодействия региональным угрозам безопасности в виде терроризма, наркотрафика и трансграничной преступности, что особенно актуально ввиду опасной близости к раздираемому военными конфликтами Афганистану. 

Конечно, Запад и НАТО в целом, включая Соединённые Штаты, вряд ли полностью покинут постсоветское пространство и оставят клиентские государства один на один с Москвой, отмечают в Stratfor, однако новая администрация будущего 45-го президента США Трампа готовится к переоценке приоритетов своей внешней политики и ради их реализации вполне способна перенаправить ресурсы в более приоритетные регионы, включая Ближний Восток и нарастающее соперничество в Юго-Восточной Азии. И тогда вакуум власти вполне может занять возрождающаяся Россия, что кардинально поменяет политический ландшафт и позволит уже в ближайшем будущем увидеть невообразимые ещё какое-то время назад политические союзы и комбинации.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров