Как продаётся и покупается место в рейтинге "Кинопоиска"
Лайф обнаружил, что накрутка рейтинга на "Кинопоиске" не только возможна, но и постоянно практикуется прокатчиками фильмов.
Рейтинг фильма на "Кинопоиске", самом популярном русскоязычном сайте о кино, принято считать индикатором. С одной стороны, те, кто видел фильм, таким образом показывают, насколько он им понравился. С другой, на эту оценку могут ориентироваться будущие зрители, которые выбирают, на что им сходить в кино. Поэтому оценка на "Кинопоиске" — не просто число, а ещё и реальный инструмент для продвижения картин в прокате.
При этом скандалы в индустрии, связанные с "Кинопоиском", происходят постоянно. Сервис винят в том, что он либо накручивает рейтинг дружественным проектам самостоятельно, либо не аннулирует оценки, выставленные ботами. Последний из скандалов был связан со свежим фильмом "Землетрясение" армянско-российского режиссёра Сарика Андреасяна. Лайф разобрался в вопросе и выяснил, сколько стоит "народное одобрение" на "Кинопоиске".
Землетрясение
1 декабря в российском прокате стартовал фильм "Землетрясение". Уже через два дня после этого постановщик Андреасян заявил о том, что против его картины ведётся атака на "Кинопоиске". По его словам, пользователи развлекательного сообщества "Пикабу" массово и нарочно ставят ему отрицательные оценки:
— Наш фильм "Землетрясение" подвергся атаке на "Кинопоиске". Дело в том, что на сайте "Пикабу" объявили призыв мочить Андреасяна. Это длится уже десять лет, и "Кинопоиск" с большим удовольствием учитывает флешмоб из "единичек". Мне кажется, этот фильм не заслуживает такого. Прошу перепоста и справедливости. Только что "Кинопоиск" вышел на связь и обещал разобраться, но эти обещания я слышу много лет.
К посту Сарик приложил скриншот, на котором несколько пользователей подряд поставили фильму наименьшую оценку:
В тот же момент продюсер "Землетрясения" Рубен Дишдишян, признанный деятель отечественной киноиндустрии, утверждал, что все отрицательные оценки поступают от ботов, чью атаку заказали неизвестные:
— В своей работе я привык ориентироваться на сайт "Кинопоиск" — профессиональный ресурс о кино. Мы давно и, как мне казалось, хорошо сотрудничали. Но то, что сейчас происходит на "Кинопоиске" с "Землетрясением", не очень укладывается у меня в голове. С начала проката на фильм началась мощная заказная атака, цель которой — обнулить реальные оценки зрителей. Каждую минуту сотни ботов выставляют фильму "единицы".
Действительно, на "Пикабу" в комментариях обнаружились призывы "скручивать" оценку фильму "Землетрясение" и даже отчёты о результатах. Балл удалось понизить почти до 6:
Но эти комментарии написаны под другим любопытным постом. Один из пользователей пишет, что обнаружил заказ на одном из сайтов по работе в Интернете. В нём предлагалось поставить от 8 до 10 "звёздочек" "Землетрясению" и получить за это жалкие 6 рублей 75 копеек:
Покупное одобрение
Лайфу удалось подтвердить, что заказчик с ником strogs действительно существует на бирже контента Advego. Это сайт, где за мелкий прайс закупают уникальный текст, которым можно забить свежий сайт, или просто покупают накрутки в Сети. Загадочный strogs явно не в первый раз занимается тем, что закупает оценки на "Кинопоиске". Сейчас у него висит два заказа.
Первый из них вовсе не связан с Сариком. Заказчик платит те же 7 рублей за любую оценку от 5 до 9 фильму "Девушка в поезде" от Universal, который вышел в прокат ещё в сентябре. После этого, как обещает strogs, он включит добросовестного исполнителя в белый список и ему станут доступны следующие заказы. Всего под заказом около 2500 отчётов работников, которые накрутили фильму рейтинг. Это 20% от всех оценок картины на "Кинопоиске".
После этого, спустя несколько дней, strogs предложил мне ещё 7 рублей за оценку на "Кинопоиске". В этот раз нужно было поставить от 8 до 10 баллов... фильму "Землетрясение" Сарика Андреасяна:
Интересно, что текст объявления, которое ранее выкладывали на "Пикабу", изменился. Теперь в нём не написано слово "Землетрясение" и нет прямой ссылки на фильм: для того, чтобы заработать 7 рублей, страницу картины необходимо найти самому. Очевидно, что таким образом заказ пытались спрятать от поисковиков.
Предыдущие заказы strogs скрыты. Но если порыться в профиле, то можно обнаружить список других фильмов, которым, видимо, искусственно увеличивали рейтинг:
- российский фильм "Голоса большой страны", компания Enjoy Movies;
- российский фильм "Мафия. Игра на выживание", компания Enjoy Movies;
- российский фильм "Воин", компания Art Pictures;
- российский фильм "Смайлик", компания "Киномир";
- "Выживший" с Леонардо Ди Каприо, компания Fox;
- "Дом странных детей мисс Перегрин", компания Universal;
- "Девушка в поезде", компания Universal.
Таким образом, накрутками занимались не только российские прокатчики, но, возможно, и зарубежные, в том числе, вероятно, Universal (в России называется UPI) и Fox ("Двадцатый век Фокс СНГ").
Технология
Прокатные компании сами не занимаются накрутками. Обычно они нанимают промоагентство. Об этом анонимный источник из киноиндустрии рассказал Лайфу.
— Я сам этим занимался когда-то. Такая опция есть у любого агентства. Стоит по-разному, от масштаба и бюджета зависит, но дороже в 3–4 раза, чем, например, один клик на ролик.
Как выяснилось, большинство прокатчиков занимались подобной практикой. При этом почти все из них отказались от подобных затрат. Продвижение на "Кинопоиске" почти никак не окупается и не сказывается на реальных сборах в кинотеатрах. Об этом свидетельствуют исследования Лайфа: мы сопоставили рейтинг на "Кинопоиске" и сборы российских фильмов за последний год. Выяснилось, что между этими показателями успешности картины нет никакой корреляции.
Зато вот Enjoy Movies, контора братьев Андреасян, как утверждает сразу несколько источников, продолжает "накручивать" среднюю оценку. Существует даже продуманная технология, как именно нужно максимально эффективно увеличивать рейтинг:
— Количество оценок вторично. Важнее выправить рейтинг в процентах. То есть голосующие должны ставить только 10 из 10. Алгоритм такой корявый, что, например, после первой тысячи оценок рейтинг меняется в пределах 7–10%, не больше.
Иначе говоря, для рейтинга важна доля "десяток" от всех оценок, поставленных фильму.
Негатив
Интересно, что за деньги можно не только протолкнуть фильм вверх в топах "Кинопоиска", но и "утопить" фильм конкурента. В частности, инсайдер сообщил Лайфу, что исполнители, нанятые Enjoy Movies, во время каждого релиза уменьшили рейтинги фильмов-конкурентов. Техника та же: покупные отрицательные оценки.
При этом в такой же диверсии Андреасян обвинил своих конкурентов. Сарик заявляет в соцсети, что заказ на фальшивые оценки, скриншот которого опубликовали на "Пикабу", — это происки авторов другого российского фильма последнего времени — военной драмы "28 панфиловцев":
Справедливости ради стоит отметить, что у Андреасяна есть для этого повод. Оригинальный пост на "Пикабу" с возможным доказательством накрутки — это аккаунт ElectronicAnt, созданный всего две недели назад. У него всего три поста, два из которых очень похожи на вирусные промоматериалы, ориентированные на аудиторию "Пикабу". При этом фильмы "Землетрясение" и "28 панфиловцев" вышли с разницей в неделю и оба ориентированы на широкую российскую аудиторию.
Впрочем, вряд ли сами создатели или пиарщики "28 панфиловцев" платят для того, чтобы рейтинг "Землетрясения" увеличивался. Скриншот, скорее всего, является подлинным.
Сарик и Гевонд Андреасян отказались комментировать ситуацию и заявили, что их позиция выражена в их комментариях на "Фейсбуке".
Выводы
- Можно купить оценки на "Кинопоиске". Цена вопроса — максимум 10 000 рублей за тысячу оценок.
- Большой рейтинг уже давно не увеличивает сборы картины.
- Прокатчики фильмов топят фильмы друг друга за деньги.
- Никогда не стоит ориентироваться на рейтинг "Кинопоиска".
Пресс-служба "Кинопоиска" не отреагировала на запросы Лайфа.
Читайте также: Как "накручивают" рейтинги фильмов