"Увидеть, чтобы поверить". На что потратили миллиардный бюджет фильма "Викинг"
В распоряжении Лайфа оказались ранее неизвестные подробности съёмок самой ожидаемой премьеры года.
Семь лет кропотливой работы над сценарием, больше двух тысяч костюмов, привезённых из разных уголков мира, сто килограммов искусственных волос и всего девяносто два съёмочных дня — 1 марта 2015 года на площадке "Викинга" по старой киношной традиции разбили тарелку и впервые прозвучала команда "Мотор!"
В центре сюжета — князь Владимир, будущий креститель Руси. Но до принятия веры "огнём и мечом" в картине отражено ещё много кровопролитных лет. Данила Козловский, исполнивший главную роль, здесь не тот денди в смокинге, каким его привыкли видеть зрители. Это не "Духless" и даже не "Экипаж". "Викинг" — история о другом Даниле, чьи руки испачканы в грязи и крови народа. Семь лет назад, когда актёра утвердили на роль, он не носил титул секс-символа кино, не снимался в Голливуде и не мечтал о концертах на Исторической сцене Большого театра. В Козловском режиссёр Андрей Кравчук разглядел личность, но прежде отсмотрел не один десяток выпускников театральных вузов.
Позже титры заполонил целый десант имён: Александра Бортич, тогда ещё не сыгравшая своих звёздных ролей, Светлана Ходченкова, побывавшая не в одном греческом монастыре, чтобы проникнутся образом религиозной жены князя Ярополка, и Игорь Петренко — единственный из утверждённых актеров, кто сначала отказался от роли, потому что "не видел себя в ней, боялся подвести".
Нарастающая тревога от сцены к сцене — такого эффекта смогли добиться создатели исторической ленты во многом благодаря отказу от осветительных приборов. Чтобы в кадре сохранялась темнота даже днём, солнечный свет закрывали огромными чёрными полотнищами, развешивая их на 40-тонных кранах, расставленных по периметру площадки.
— Я задал себе вопрос: про что этот фильм? Для меня это фильм про Бога. Бог — это свет, к которому Владимир только начинает своё путешествие, — рассказывает оператор-постановщик. — До нас здесь такого никто не делал. Но мы благополучно добрались до финала. И в конце взорвались светом.
Путешествие длиной в восемь лет ежедневно требовало усердной работы более трёх тысяч человек. Два часа на грим, сто париков, многочисленные искусственные накладки — над созданием образов трудились лучшие гримёры. Рогнеде в исполнении юной Бортич — дикарке с буйной гривой волос — для создания желаемой копны пришлось делать шиньон. Однако "попасть" в натуральный цвет актрисы оказалось не так-то просто, и переливчатый белокурый цвет Саши искали путём смешения и перекрашивания разного оттенка блонда.
Специальный цех мастеров вручную вышивал рубашки, взяв за основу только подлинные орнаменты Х века. Ткани привозили со всех уголков мира: Хельскинки, Рига, Великий Новгород, Стокгольм, Индия, Китай, Италия; а материалы, которые использовались преимущественно на Руси, создавали на белорусских ткацких фабриках.
Картина, автором сценария которой Константин Эрнст назвал Нестора Летописца, снималась в разных локациях — в декорациях подмосковной киностудии и в Крыму — в степях под Симферополем, на Белогорском водохранилище, в стенах Генуэзской крепости и в пещерном городе Чуфут-Кале. Последней стала сцена в корсунском храме, интерьер которого "сыграла" раннехристианская базилика Сан-Витале VI века, куда прежде не пускали съёмочные группы. Разрешения из Ватикана пришлось ждать несколько недель. В связи с тем, что базилику из-за съёмок закрыли для посещения, администрация итальянской Равенны в этот день сделала бесплатным вход во все остальные музеи города.
Спустя восемь лет кропотливого труда, в считанные дни до самой долгожданной премьеры неясным остаётся лишь одно: оправдает ли миллиардный бюджет запросы искушённого зрителя?