Грузовики и автобусы стали вдвое чаще биться в России
Среди основных проблем грузовой отрасли эксперты выделяют низкую культуру труда шофёров и плачевное состояние автопарка.
Недавняя трагедия со школьным автобусом в Югре вскрыла страшный тренд, набирающий обороты на дорогах России: в стране резко подскочило число дорожных аварий по вине водителей грузовиков, автобусов и общественного транспорта. Об этом свидетельствует статистика ГИБДД. Не менее плачевно обстоит ситуация с водителями-мигрантами, умножающими аварийность. Лайф разобрался в причинах этого явления.
В период с января по октябрь 2016 года на дорогах России произошло больше 13 тыс. аварий, виновниками которых стали водители грузовых автомобилей. В прошлом году подобных ДТП было наполовину (рост 49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) меньше. Не менее тревожна статистика и по пассажирским автобусам: за этот же период произошло 4,2 тыс. аварий (+5,3%), в которых погибло 184 человека, а 6,4 тыс. были госпитализированы с травмами различной тяжести. Примечательно, что от столкновений с грузовиками последствия куда плачевнее — 1,9 тыс. человек погибших и 17 тыс. раненых.
Как ни странно это прозвучит, но эксперты связывают необычный рост аварийности грузовиков и автобусов с экономическим кризисом.
— Тяжёлая экономическая ситуация заставляет водителей сидеть за рулём дольше, чем положено законом. Многие водители работают сами на себя и сознательно трудятся на износ. Нужно усиливать контроль за трудом и отдыхом водителей, — объясняет Андрей Чурсин, председатель комитета производителей коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Дальнобойщики связывают высокую аварийность в своем цехе со снижением рентабельности бизнеса.
— Чем хуже обстоят дела в экономике перевозок, тем больше будет аварий. Если за перевозку водителю начинают платить меньше, а километраж при этом сохраняется, то шофёр постарается преодолеть это расстояние как можно быстрее, — рассказывает координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко.
По словам Войтко, многие автомобили в грузоперевозках и пассажирском транспорте сильно изношены. По данным аналитического агентства "Автостат", средний возраст грузового автопарка России составляет 19 лет, причём 65% машин старше 15 лет. Средний возраст автобусов — 15 лет, 44% машин ещё старше.
Грузовики и автобусы бьются из-за отсталой дорожной инфраструктуры, убеждён координатор движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов.
— Чтобы избежать оплаты сборов на федеральных трассах, грузовики стали чаще пользоваться второстепенными дорогами, не приспособленные для этих целей. Дороги узкие, зачастую неосвещённые, а многие из них проходят через населённые пункты. Кроме того, качество покрытия на них оставляет желать лучшего. В итоге происходят аварии. Начало сбора денег с большегрузов и рост ДТП совпадают по времени, — говорит Шкуматов.
Среди прочих причин аварийности дальнобойщики видят снижение профессионализма шофёров и большое число водителей-мигрантов, вытесняющих более высокооплачиваемые кадры.
— Сейчас средний возраст водителя-профессионала в России составляет 40–50 лет. Эти люди постепенно уходят из профессии, а на их место приходят новички, — объясняет председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. — В профессию приходят и гастарбайтеры из стран СНГ. Они зачастую не знают правил дорожного движения, расположения городов и улиц, да и менталитет у них другой. Зато неприхотливые — могут пребывать в любых условиях.
Слова Котова косвенно может подтвердить статистика. В 2016 году по вине водителей-мигрантов произошло более 7,3 тыс. аварий, что примерно на 15% выше показателей прошлого года. В этих авариях погибло 394 человека, а 4,4 тыс. граждан получили травмы.
— Мигрантов в профессии действительно становится всё больше, почти все они работают в сегментах мало- и среднетоннажных грузоперевозок, пассажирских перевозках, — говорит Валерий Войтко.