Первый концерт "Грибов" в Москве: за и против
9 декабря в Москве прошёл первый в России концерт украинской хип-хоп-группы "Грибы", которая раскрутилась за считаные месяцы до каких-то невероятных уровней. Их дебютный альбом оказался популярнее пластинки Оксимирона, а билеты на концерт закончились за три дня до выступления. Двое обозревателей Лайфа посетили концерт и остались с абсолютно противоположными впечатлениями.
Фото: © vk.com/Грибы
Беликов: против
Вход в измученный за шесть лет огромнейший столичный клуб Bud Arena. Двери распахнуты настежь, из них клубами валит пар, как из достойного агрегата вейпера, а ещё наружу выходят одновременно десятки людей. Двое парней с трудом вырвались из клуба, наспех застёгивают куртки и говорят друг другу восхищённо: "Блин, как будто снова восемнадцать лет!" На выходе давка, в гардеробе — армагеддон. С начала концерта группы "Грибы" прошло 50 минут. Они не закончили: из дверей доносятся повторяющиеся треки. По кругу: "Копы" и "Интро", "Интро" и "Копы".
Нужно было обладать непомерной наглостью и непоколебимой верой в успех предприятия, чтобы анонсировать концерты сразу в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и Минске, не имея при этом ничего, кроме двух клипов на две песни. Зато какие песни! При этом, разумеется, когда билеты уже вовсю раскупались, во "ВКонтакте" опубликовали первый альбом "Грибов", как сообщается, самый хитовый за историю соцсети. Его можно назвать в каком-то смысле классическим по построению. Из интересного в нём те же два хитовых сингла и ещё один по-хорошему качовый трек "Базару нет". Остальные — однообразные перебивки, иногда совсем без текста, иногда лучше бы без текста.
"Грибы" не могли не понравиться. Русский рэп уже невозможно терпеть — так же, как и русский рок. В 2016 году Баста с Децлом судятся из-за твита, а Москва стоит в очереди за бургерами от Тимати даже в мороз. В это же время абсолютно из ниоткуда выныривают трое неизвестных. Они под идиотскую и немодную прямую бочку выдают не менее абсурдные тексты о том, как они вот сейчас включат басы и снесут твою голову с плеч. Никакого постмодерна, никаких зашифрованных аллюзий — только правильный дискотечный задор и юношеское очарование из девяностых. Короче, полный аналог "Грибов" — это Децл во времена победоносного рывка групп с "Нашего радио".
И насколько же это всё выглядело безжизненным со сцены злосчастного клуба Bud Arena. Привычную ко всему московскую публику промариновали два часа. Затем на сцену вышел Корреспондент Радужный — тот полноватый парень с нарочитым украинским приговором из клипов, который потребовал от зрителей "как следует раскачаться". Дискотечный задор благодаря ему выродился в полную кавээнщину. Это смотрелось недостойно группы "Грибы", которая и без всяких дополнительных стимуляций может всех прокачать, ведь им нужны руки только и чтобы из окон тачек рубили принадлежащие им басы. Странно, что участник группы не крикнул, как настоящий диск-жокей, "Давайте зажигать!"
После такого интро быстро выяснилось, что вживую "Грибы" никаких голов с плеч не сносят и вообще не имеют больших концертных перспектив. Перед рэперами стоял измученный зал, который дожидался невесть чего. Оказалось, что предложить украинцам было нечего. Песен, даже с учётом скучных перебивок, не хватило даже на час. Вся это разухабистая народная удаль выглядела так же несмешно, как пародийная хип-хоп-группа "Хлеб". А уж хвалить исполнителей за то, что они под электронный бит воспроизвели песни так, чтобы было похоже на студийную запись, — значит лишний раз признавать, что шоу провалилось.
Иначе говоря, с коммерческой точки зрения столичный концерт действительно оказался успешным: организаторы продали все билеты, прорва народу, столпотворение в баре. Но эти ребята могли бы изменить то, как в России воспринимают хип-хоп. А они, так, попрыгали и разбежались. В общем, выросли не исполинские белые грибы, а гнилые сыроежки, которые всё так же ничтожны перед мухоморами — Бастой и Тимати.
Талачёв: за
Сначала нас полтора часа мучило полугромкое техно, на сцене ничего не происходило, люди сильно нервничали. Потом на сцену вышел диджей и сыграл получасовой микс, толпа такой иронии не оценила и три или четыре раза дружно скандировала нецензурное слово, которое означает "надоел". Диджей зовёт участника группы по имени Корреспондент Радужный, который требует усталую публику "качнуть" под два хороших трека американского рэпера Schoolboy Q. Грибы начинают звучать только через 20 минут. Негодование в толпе такое, что каждому фотографу в объектив показывают по дюжине средних пальцев. Куш срывает фотограф, решивший снять что-то со сцены, — ему показывают, кажется, все 4 тысячи человек в партере.
"Грибы" с первого же момента выхода на сцену оказались народными артистами. Партер ревёт, сменив гнев на милость, вокруг люди качают головами со счастливыми лицами, на припевах начинается неистовый "скач". "Грибы" объединили перед лицом своей незатейливой музыки всех: впереди прыгают два студента, по бокам надрываются школьницы, сзади качают головами взрослые мужики с бородами и обручальными кольцами на пальцах.
Тексты всех песен выучены наизусть, толпа может пропеть песню про "типа грибы" сама, ей даже группа не нужна. Творчество "Грибов" — это теперь не просто вирусные видео или забавный рэпчик через прямую хаус-бочку, это полноправные народные хиты. Даже песня про панаму, в которой смысла и лирики меньше, чем в трамвайном билете, подхватывается толпой с первой ноты и поётся от начала до конца.
Хит "Интро", который, как его не называй, всё равно останется в народной памяти как "Мы типа грибы", группа исполняет два раза дуплетом. Стихают последние ноты, публика выдыхает, но тут на сцене главный "гриб" Юрий Бардаш снова запевает первые строчки — мясорубка в толпе начинается сначала. Песня прозвучала со сцены четыре раза, но ни одного недовольного человека на четвёртом прогоне видно не было.
Осенью знакомые шутили, что группе "Грибы" будет сложно дать концерт с двумя песнями в запасе. Не по кругу же их петь, честное слово. Песен в итоге оказалось 11, а после коротенького антракта группа вышла на длиннющий бис в полдюжины песен, где исполнила совсем отборные сливки из репертуара и окончательно лишила зал голоса, слуха и сил. В конце коллектив решил, что зал уже достаточно устал, и врубил легендарную Bamboleo группы Gipsy Kings.
Потому что молодые, горячие и могут позволить себе глупости.