Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
11 декабря 2016, 12:32

Преподаватель литературы в колонии: Братки читали "Онегина" и сдерживали слёзы

По словам преподавателя русского языка и литературы Елены Кавериной, в колонии её уважали и разговаривали при ней без резких выражений.

Коллаж: © L!FE. Фото: © wikipedia.org

Коллаж: © L!FE. Фото: © wikipedia.org

ЕЛЕНА КАВЕРИНА: Они спорили о том, что Наташа Ростова недостойна называться великой русской женщиной, поскольку она изменила, она предала мужчину. Там были жёсткие дебаты.

ИЛЬЯ ПАНОВ: Что же они про Каренину там говорили?

Е.К.: Они сказали: "По большому счёту неплохая тётка, красивая, но что-то у неё с мозгами не то".

И.П.: Они прям читали литературу?

Е.К.: Читали. Им было плохо. Мы читали по ролям. И когда они читали, то скупая мужская слеза в любом случае бежала. Мы читали письмо Онегина к Татьяне, и там покашливания были и сдерживание слёз, конечно. Вот здесь я их тронула как педагог. Это для меня было самое важное.

Полную версию программы "Родная речь" с Еленой Кавериной слушайте в аудиозаписи.

И. ПАНОВ: Сегодня в гостях у меня преподаватель русского языка, преподаватель русского как иностранного — для тех, кто не знает: это две абсолютно разные парадигмы преподавательские — Елена Каверина.

Елена в девяностые годы ещё читала курс литературы и русского людям, которые за решёткой находятся, отбывают наказание в местах лишения свободы. Елена, добрый день.

Е. КАВЕРИНА: Добрый день, Илья. Спасибо. Самых активных и лучших студентов нашего колледжа на тот момент приглашали работать на разные факультативные курсы, такие как, допустим, тюрьма для несовершеннолетних, колония, и параллельный курс был для людей, которые носили малиновые пиджаки в то время — они хотели говорить правильно, они хотели читать русскую классику.

И.П.: Подождите, я уточню: в колонии для несовершеннолетних — это в режиме школы, в режиме среднего образования, обязательно?

Е.К.: Да, конечно.

И.П.: Это я понял. А вот эти вот "малиновые пиджаки", бандосы так называемые, что это за люди? И почему?

Е.К.: Бандосы — это сейчас их так называют, а раньше они назывались братки или бригады.

И.П.: Сейчас объясню слушателям, почему я именно Елену сегодня позвал. Я вдруг такую закономерность заметил, что в этом году, по моему ощущению, начали возвращаться тренды речевые, которые были  свойственны для девяностых годов. То есть мы начали использовать слова "беспредел", "стёб". Всё больше говоря о советском периоде, мы стали называть его Совком. Я хотел поговорить немножечко о девяностых, потому что с большим трепетом мы относимся к этому времени.

Е.К.: Вы всё верно отметили о речи.

И.П.: Да и сегодня всё то же самое. С развитием технического прогресса всё больше слов появляется, и вот эти самые пуристы — последователи Солженицына — до сих пор хотят всё на свете запретить, называть селфи себяшкой, президента  называть вперёд идущим и всё остальное.

Е.К.: "Вперёд смотрящим" было в девяностые годы. Так говорили о первых лицах государства. Мы их называли группировка, а они себя называли братвой, бригадой. Собственно говоря, был посвящён целый фильм этому — сериал "Бригада". И "Ширли-мырли" фильм, если кто интересуется кинематографом. Также можно в Интернете найти целые словари. Возвращаясь к ребятам, которые надевали пиджаки на себя и считали, что они могут изменить жизнь не только внутри государства, города и держать ситуацию, держать город, как это было. Серым кардиналом они назывались, и они держали. А потом они, в общем-то, баллотировались в депутаты.

Они хотели понять, что такое Лев Толстой. Приходилось объяснять, что это не животное, а имя, и что Толстой есть не только Лев, но и Алексей
Елена Каверина

И вот тут у людей возникало абсолютное непонимание, потому что Толстой — он один.

И.П.: Сейчас мы углубимся туда. Я просто хочу понять, как это они так вдруг нашли преподавателя себе. Слушатели наши пишут: "После девяностых вся страна говорит на тюремной фене, особенно синонимы мата: фиг, блин, капец и т.д.". Действительно, правильно я понимаю, выплеснулся в общественную сферу блатной язык.

Е.К.: Криминальный жаргон, так это называется у филологов. Его расцвет пришёлся на пятидесятые годы XX века.

И.П.: Как раз лагеря когда были наполнены и уже устаканены...

Е.К.: И наоборот, они стали выходить на свободу. Собственно говоря, отсюда и пришли все эти жаргонизмы, "редиски", озвученные в фильмах. В девяностые начался новый процесс.

И.П.: Но эта лексика была табуирована.

Е.К.: Да. Несомненно.

И.П.: А сейчас она, скорее, легитимная уже.

Е.К.: Сейчас мы её уже не кавычим, так скажем. Мы более спокойно к ней относимся.

В девяностые годы это, скорее, "вкусным" языком считалось, когда употребление начиналось таких слов: "стрелка", "разборки", "крыша", "бабло", "бабки
Елена Каверина

В девяностые годы мы понимали это как что-то новое, как термин, потому что само явление происходило новое и его нужно было как-то озвучивать. То есть, опять же повторюсь, язык не менялся, приходили в нашу жизнь новые явления, которые необходимо было называть.

О "беспределе" в 1990-х и сейчас

И.П.: Я бы хотел всё-таки разобрать несколько примеров. Я знаю, что вы, Елена, подготовились. Но начать, наверное, со слова "беспредел" надо. В основе всего вот этого лежит слово "беспредел", как мне кажется. И то, как мы сегодня понимаем этот "беспредел", и то, каким он был тогда, — это совсем два разных слова. Я не ошибаюсь?

Е.К.: Не ошибаетесь. Слово уже не вызывает открытого называния такого явления, как беспредел. То есть если мы разберём само слово. Приставка "без" — безграничная свобода и нарушение этой свободы, если говорить на русском языке. Если говорить на языке девяностых, то это, да, нарушение воровских законов. Это не только в тюремных закрытых помещениях, но и при том условии, если один из группировки нарушал закон своей же группировки. И ребята могли внутри сказать: ты почему беспредельничаешь? То есть это было жёстко, даже жестокость транслировалась. 

Сейчас совершенно спокойно, даже студенты вузов, говорят: " Ну беспредел!" "Беспредел" — в крайней степени возмущения
Елена Каверина

И.П.: Смотрите, а вот это: "давайте отдохнём по беспределу" или "давайте пройдёмся по беспределу". То есть это как некая пиковая составляющая? Потому что я всё чаще слышу среди совсем малолеток.

Е.К.: Ну, скорее, они помнят отголоски этого беспредела, как что-то высокое, что-то такое очень эмоциональное.

И.П.: Вот "тусили по беспределу" — я это слышу сейчас.

Е.К.: Тусовка сейчас также по-другому звучит. Тусовкой мы можем назвать и светскую, а можем и просто молодёжную тусовку.

О работе в колонии

И.П.: Что случилось с вашей практикой в колонии для несовершеннолетних? Откуда взялись эти братки в малиновых пиджаках, где они вас нашли? И дальше уже к словам перейдём.

Е.К.: Четвёртый курс Педагогического волжского училища. Мы проходим практику всегда в школах, то есть это месяц работаешь в школе. В нашем городе существует колония для несовершеннолетних — я родилась в городе Волжский Волгоградской области. И моя юность проходила как раз в девяностые. И вот стык образования: заканчивала я педагогическое училище, потом поступила в университет. Тогда приходила администрация колонии для несовершеннолетних.

И.П.: Просто искали инициативных?

Е.К.: Искали инициативных, людей со стержнем, которые одновременно и лёгкие в общении, и личные дела проверяли. Я по всем канонам подошла. Когда я вошла в кабинет к директору, увидела генерала в погонах и спросила: "С вещами собираться?" — "Да, вот, собственно, этот человек нам и нужен". Предварительно у них уже была моя аттестация. Главное, им нужна была практика на пять. К тому же у меня была постоянная общественная деятельность — это театр.

И.П.: И вы там жили, в этой колонии?

Е.К.: Нет, как же? Меня туда родители не пустили, во-первых.

И.П.: Но нужно было, да, там, наверное, постоянно присутствовать?

Е.К.: Нужно было. Специалисты меня уговаривали. На тот момент мой папа зарабатывал 70 рублей, а предложили 300 рублей, для того чтобы я учила детей, которые сидят. Уговаривали меня, а потом этот же генерал говорит: "Хорошо. У меня тогда к тебе ещё одно предложение. Есть у меня заказ на курсы".

И.П.: Ничего не поменялось. 20 с лишним лет прошло, а по-прежнему у генералов заказы на курсы. Всё понятно.

Е.К.: Дело в том, что совершенно были честные ребята. Они договаривались. Сами понимаете, что время было непростое.

И.П.: Бандиты что ли?

Е.К.: Бандиты. 

Пришли к решению, что я буду читать курс литературы для братков, как мы их называли
Елена Каверина

И.П.: Для них какая-то была создана специальная школа?

Е.К.: Специальная школа, специальные курсы. Это было при молодёжном студенческом театре, и там актёрское мастерство преподавал режиссёр. Они, конечно, все кряхтели, боялись.

И.П.: Это взрослые мужчины были?

Е.К.: Мне на тот момент было 17–19 лет. Они были такие же. Естественно они хотели познавать не только криминальный жаргон, но и одновременно разбираться в классической поэзии.

И.П.: Не самое очевидное, надо сказать, желание.

Е.К.: Не самое очевидное. Тем не менее они хотели быть всесторонне развитыми.

И.П.: По секрету, вы видели где-нибудь лица и фамилии этих людей?

Е.К.: Конечно, я их видела.

И.П.: То есть эти люди поднялись?

Е.К.: Да, но, к сожалению, многих из них нет в живых, потому что это девяностые годы. 

Они спорили о том, что Наташа Ростова недостойна называться великой русской женщиной, поскольку она изменила, она предала мужчину. Там были жёсткие дебаты
Елена Каверина

И.П.: Что же они про Каренину там говорили?

Е.К.: Они сказали: "По большому счёту неплохая тётка, красивая, но что-то у неё с мозгами не то".

И.П.: Они прям читали литературу?

Е.К.: Читали. Им было плохо. Мы читали по ролям.

И.П.: Для них эта сфера была закрыта?

Е.К.: Да. И мы, когда стали её открывать, проговаривали ударения, потому что это были "карманЫ", "в пальтЕ", сигареты "во ртЕ". Доходило вплоть до того, что мы простукивали звуки.  

Они матерились, а я их учила, что это не мат, а бранная речь, эмоционально окрашенная. Я говорила: "Вы знаете, что такое мат? Мат — это обозначение партии шахмат
Елена Каверина

Боже, они чесали свои вот эти бритые затылки! Им было плохо.

И.П.: Сколько людей было в группе у вас?

Е.К.: 10 человек.

И.П.: И сколько это длилось?

Е.К.: Месяц, потому что это был совершенно правильный курс.

И.П.: Каждый день?

Е.К.: Да. Это был вечерний курс. Как школа у них была.

И.П.: Месяц — это же очень мало?

Е.К.: Ну, к сожалению, потом проект не стал поддерживаться.

И.П.: Я надеюсь, он был завершён не вооружённым нападением?

Е.К.: Нет, всё в порядке. Они приходили, шутили со мной так: "Привет, учительница!" Я говорю: "Здравствуйте, учителя мои! Проходите". "Оружие куда складывать?" "В корзиночку". Я им специально ставила корзиночку. Конечно, никто его туда не складывал. Они раньше называли себя не продавцами оружия, а продавцами мороженого. Это потом я уже узнала. То есть такие интересные вещи. Достаточно глубокие люди, честно говоря. Они ранимые. И для них вопрос отношений между мужчиной и женщиной был закрыт, потому что они не связывали себя обязательствами семьи.

И.П.: Знали, что это риск как минимум.

Е.К.: Да, это риск. И когда они читали, то скупая мужская слеза в любом случае бежала.

Мы читали письмо Онегина к Татьяне, и там покашливания были и сдерживание слёз, конечно. Вот здесь я их тронула как педагог. Это для меня было самое важное
Елена Каверина

И.П.: Женщин не было в этой группе.

Е.К.: Женщины были из инспекции по делам несовершеннолетних. Это сейчас там прекрасные образованные специалисты, а раньше это были жёсткие прокуренные женщины с жизнью тяжёлой, которые видели не только маленьких преступников.

И.П.: И вы с ними тоже работали?

Е.К.: Да.

"Батончики", "баунти", африканцы: о жаргоне 1990-х

И.П.: Соответственно, вот по этой линии правоохранительных органов как-то вас и повела судьбинушка. Не самая проторённая тропка. Давайте уже к словам. Мы разобрались с функционалом вашим. Чего вы вытравливали из этих самых ребят? И что вы прививали? Какие слова на какие заменяли? Может быть, значение некоторых слов раскроете.

Е.К.: Мы вытравливали абсолютно точно слова "сходка", "крыша". Если отходить, например, от этих ребят, вот мы разбирали слово "ваучер". Тогда, в девяностые годы, абсолютно другое было значение. Ваучер — это ценная бумага была для всех, и для них также. Сейчас мы используем ваучер только для туристических целей. 

Баунти", — они говорили. — Ну что там "батончики", где "батончики"?" Я не понимала, что такое "батончики", "чупа-чупс
Елена Каверина

И.П.: Наркотики какие-нибудь?

Е.К.: Нет, "баунти" — это любовь обозначалась так. "Доктор Албан" — группа совершенно знаменитая, которая была, вы наверняка её тоже знаете, сейчас ремиксы есть. Это назывались африканцы среди них. Ребята точно понимали, что "негр" — это оскорбительное название. И в то время было точное понимание, что так нельзя говорить.

И.П.: А было желание соответствовать каким-то стандартам — этическим, ментальным? В народе в быту принято думать, что вот эти люди — что им абсолютно на всё наплевать. А вы сейчас говорите, что было как раз абсолютно чёткое желание себя ограничивать.

Е.К.: Абсолютно. Ограничивать себя вне сферы своей группировки. Они внутри себя могли говорить на абсолютно бранной речи, ругаться друг с другом. И даже иногда я не понимала, хотя у нас были практические занятия, я им говорила, что вот сейчас пять минут выдыхайте и говорите, как хотите.

И.П.: Лучше, наверное, было даже выйти.

Е.К.: Я так и делала. Я выходила. Но потом они брали себя в руки, потому что каждый из них стремился куда-то дальше. Они понимали прекрасно, что если они останутся живыми, они не будут всё свое время проводить в перестрелках, в разборках и сходках. И вот в Сибири говорили "на районе", у нас так до сих пор говорят. Причём в значении другом, "на районе" — это обозначают территорию. У нас говорили "микрорайон", "стенка на стенку". То есть там разбираться надо было, и разбираться в ситуациях.

И.П.: Скажите, Лена, вам не было страшно?

Е.К.: Мне было страшно, как и любому педагогу, который заходит. Если вам скажут, что учитель не боится, не верьте. И артист, как любой ведущий, выходя на сцену, первые две секунды боится. Во-первых, профессии учителя и врача всегда уважаемые. Конечно, мне было страшно.

И.П.: А если не с профессиональной точки зрения, а чисто с человеческой, вы понимаете, что к вам приходят люди, которые за границами привычного для вас мира, просто общаться-то с ними сложно.

Е.К.: Когда со мной велись переговоры и со мной общались, естественно, люди взрослее меня, и они много понимали в психологии, они увидели во мне тот внутренний стержень, ту лояльность, которую я могу проявить среди вот этих ребят. Я могла их и похвалить, могла жёстко сказать. Одному даже я сказала "пошёл вон". 

И.П.: Ещё к словам. Вот пишет слушатель: "Два человека нанесли огромный вред нашей стране: Ломоносов и Мусин-Пушкин. Ломоносов выбросил из славянского языка половину слов, а поэт африканского происхождения Мусин-Пушкин узаконил эту новую феню". Что ж, вы имеете на это право. Я не знаю, это прилично или нет, но тут пишет наш слушатель: "Фрагмент из анекдотов тех времён: "Чикентярили мы с кентяриком. Смотрим, две швабры на полусогнутых. Ну мы их за хобот и в кусты".

Е.К.: В целом всё понятно. Чика и швабра — это были девушки, причём не лёгкого поведения, а те, которые были доступны. Тут тоже была градация. 

Чика — это которую желали все, но, возможно, она могла достаться только одному. Такая очень достойная девушка, гламурная, как говорят сейчас. А швабра — это которая, так скажем, во дворе росла
Елена Каверина

О лагерной фене врагов народа

И.П.: Вас спрашивает наш слушатель. Вы сказали, что пик фени пришёлся на 1950–1960-е годы. Мне кажется это очевидным. Как раз в лагерях это всё родилось, где интеллигенция сошлась с воровским миром. Но уточняет наш слушатель: "В 1950–1960-е годы ведь в зонах сидели участники ВОВ. Неужели от них пошла эта феня?"

Е.К.: Нет, конечно, не от них. Там действительно был очень большой состав. Тем не менее криминальный жаргон пришёл к нам в обычный строй именно оттуда, потому что даже город, в котором я родилась, первыми строили заключённые политические. То есть это совершенно уникальные люди с правильной речью, с правильным воспитанием, с корнями. Тем не менее они сидели тогда за то, что были, как тогда называлось, врагами народа. Вторая волна пришла — это уже заключённые уголовники. Собственно говоря, произошло такое смешение. Вот даже взять на примере одного маленького города нашей России. Когда мы работали уже в школах, были классы, где дети учились тех, кто имел в родстве вторую волну заключённых и первую. Здесь, как явление языковое, пришёл именно пик в пятидесятых. Потом он немного сгладился. И мы уже стали его спокойно воспринимать. В девяностых уже начался другой процесс образования речи новой, потому что новые явления возникали. Это было всё легко, никаких вычурных названий не придумывали, что видели, то и говорили.

И.П.: Я предлагаю взять звонок. Я приветствую вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Очень интересная тема у вас. Интересно рассуждаете. Вы говорите о том, что язык менялся, и вот это в пятидесятые годы отразилось, но вот меня очень настораживает, что очень много мата входит в обычный язык, и якобы это тоже из зоны идёт.

И.П.: Говорят, как раз на зоне не матерятся просто.

Е.К.: Нет, на зоне у них абсолютно есть табу на некоторые слова. И когда человек с улицы, "первоход", попадает в совершенно неприятную ситуацию, не зная этих словарей. Я бы хотела немного увести наш разговор от криминала.

Бранная речь была всегда. И матерились, и говорили такие слова начиная ещё с Ивана Грозного
Елена Каверина

Они звучали по-разному, эти слова. Опять же повторюсь, это эмоционально-окрашенная лексика, когда человеку не хватает словарного запаса, либо он молчит, либо добавляет какие-то свои речевые обороты. Тем не менее русский язык не менялся и не меняется до сих пор. 

И.П.: У нас минута буквально остаётся. Давайте вот отчеркнём и итог подведём. Девяностые живы в наших сердцах или они через пелену оказывают на нас какое-то воздействие?

Е.К.: Я надеюсь, что они просто живут в наших сердцах. Я, честно говоря, созванивались с двумя своими подругами, такими же учителями, как и я, и одна говорит: "Ты знаешь, я даже уже и не помню какие-то вещи". И мы вдвоём вспомнили дольчики, заканчивая на прекрасной ноте. Дольчики — это были колготки шерстяные с принтом. Поэтому они будут просто неким таким отголоском.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров