Бездушным вход воспрещён. Обзор The Last Guardian
Легендарный мастер игрового артхауса вернулся со своим, пожалуй, самым долгожданным творением. Фумито Уэда представляет: "Последний хранитель" во всей его удивительной красе. Лайф, само собой, просто не мог пропустить такое событие.
Третья игра от создателя гениальных ICO и Shadow of the Colossus — не передать, сколько мощи и предвкушения заключено в этих словах. Историю дружбы мальчика и пернатого чудища ждали, с самого анонса на неё надеялись, ради неё покупали консоли. А она, зараза, всё не выходила из стазиса, отделываясь от каверзных вопросов горсткой невнятных скриншотов и рядом куцых тизеров. Годы ожидания затянулись, и в какой-то момент "котопса Шрёдингера" признали мёртвым — от безысходности. Но "Хранитель" ожил, чуть ли не ползком добрался до полок — и поставил многих критиков в тупик.
Каждое детище Фумито Уэды себе на уме: перенести ту же Shadow of the Colossus в привычную систему координат очень сложно, если вообще возможно. Серьёзно — как вынести справедливый вердикт "Чёрному квадрату" Малевича? По каким критериям его оценивать? Чем он лучше/хуже "Крика" Мунка?
Вот и с "Последним хранителем" та же история. Само собой, это стопроцентно уэдовский проект, то бишь невероятно красивое, атмосферное приключение, которое можно демонстрировать в музеях искусства под шквал аплодисментов. Хотели интерактивную арт-инсталляцию? Получите, распишитесь: с визуальной точки зрения The Last Guardian безупречна — можно целыми днями клепать скриншоты и ставить их в подобающе красивую рамочку.
Но как "просто игра" история дружбы мальчика и монстра-исполина не столь однозначна — во всяком случае, к ней куда больше вопросов, чем к ёмкой ICO или к эпохальным "Колоссам".
Поначалу вообще очень сложно сдержать недоумение: глядя на экран, поражаясь не самому отзывчивому управлению и излишне своенравной камере, ты задаёшь себе ровно один вопрос: "И это разрабатывали 10 лет?" Не сказать, что The Last Guardian плох или даже слаб — о нет, напротив, решение акробатических задачек и наблюдение за Трику, тем самым Хранителем, умиротворяет покруче увертюр Моцарта. Но от амбициозного долгостроя подсознательно ждёшь чего-то большего, чем незатейливое путешествие из пункта А в пункт Б с редкими головоломками и суматошной беготнёй от оживших доспехов.
Вместо вылизанного до зеркального блеска шедевра с идеальным геймплеем и контентом на сотни часов геймеры получили слегка неотполированный "просто хороший" платформер, созданный с менталитетом шестого поколения консолей, но бюджетами и технологиями восьмого. Если давно не промахивались мимо уступов и скучаете по неуклюжей физической модели середины нулевых, ностальгический трип обеспечен.
Кого-то это безусловно оттолкнёт: не каждый найдёт в себе силы выложить баснословные средства за, по сути, проект времён PlayStation 2. Но спешить с выводами не стоит, ведь даже в таком виде The Last Guardian — вещь поистине уникальная. Фирменная магия Уэды ощущается в каждом её кадре: обитающий за кулисами виртуоз будто обращает каждую деталь своего детища в чистое золото. И феноменальный Трику — тому живое доказательство.
В руках творца не столь талантливого и упорного котопёс мог получиться фальшивым, бездушным инструментом для преодоления преград — но не правдоподобным существом из плоти и крови, как задумывал Фумито. Неизвестно, какому демону продали душу программисты genDESIGN, но уже через пару минут после старта зверь по-настоящему оживает: у него действительно есть душа — она где-то там, скрыта за слоями топорщащихся во все стороны перьев.
За всё 12-часовое приключение Трику ничего не говорит, лишь рычит, мурчит, сопит и рявкает, однако его понимаешь без лишних слов — достаточно взглянуть на анимацию, оценить мимику, жесты, реакции на происходящее вокруг. Трансформация из недоверчивого четвероногого в неумолимого защитника, готового глотку перекусить ради мальчугана, идеально передана с помощью геймплея. Достаточно посмотреть, с каким рвением он расшвыривает зловещие доспехи, стоит тем хотя бы пальцем тронуть уязвимого ребёнка.
С каждым часом, с каждой поднятой решёткой и пройденной комнатой к полигональному животному всё больше и больше привыкаешь, начинаешь относиться к нему как к любимцу и другу — сложно удержаться и не почесать ему за ухом, когда представляется возможность. В один момент передвижная лестница, в другой — грозный охранник, Трику всегда рядом, и с таким существом в качестве союзника грань между реальностью и вымыслом размывается. Вот он, главный триумф Уэды как творца. Успех, обращающий просто хорошую игру в без преувеличений великую.
Потому обидно, что до невероятных высот ICO и Shadow of the Colossus новинка, со всеми её достоинствами, так и недотягивает. Дело не столько в архаичности — к ней-то привыкаешь от нечего делать. Куда сложнее смириться с изъянами чисто дизайнерскими. Например, The Last Guardian излишне затянута: пару часов занимают поиски бочек и регулярно повторяющиеся ситуации в духе "сдвинь витраж в пропасть, иначе Трику отказывается идти вперёд". Ничего интересного или захватывающего в столь рутинных поручениях нет — это не битва с летающим Колоссом над бескрайней пустыней и даже не драка с гротескными тенями, норовящими стащить слабенькую принцессу. Просто вода, разбавляющая и без того не шибко богатый на события сценарий.
С ним, к слову, связана другая беда: сюжету не хватает наличия какой-то чёткой цели, адекватного мотиватора двигаться дальше: "Хранитель" почти не удосуживается показать, куда же направляются герои и, главное, зачем. Здесь нет огромных ворот, ведущих к свободе, нет девушки, чья жизнь зависит от стараний главного героя. Просто "дойди до башни, а там будь что будет". Драме, даже самой сказочной и минималистичной, необходим определённый контекст, смысл, а его, считай, нет — лишь жалкие крохи, которых недостаточно.
Но если вышесказанное можно назвать субъективными претензиями, то техническая сторона опечалит каждого. Казалось бы, прыжки между поколениями консолей должны были обеспечить достаточно времени для отладки графики и стабильной частоты кадров. Увы. "Последний хранитель" даже после обновлений нещадно тормозит, превращая красивое фэнтезийное кино в раздражающее слайд-шоу. То, что было кое-как оправдано во времена старушки PlayStation 2, в наши дни смотрится попросту дико, если не сказать халтурно. Возможно, команда Уэды просто заигралась с эффектами — практически все объекты, будь то доски или доспехи, подчиняются сложной физической модели, и буквально каждая травинка реагирует на дуновение ветра. Смотрится безумно красиво, спору нет, — но цену за визуальное великолепие приходится платить колоссальную.
Впрочем, если закрыть глаза на редкие неувязки и просто наслаждаться путешествием, взору откроется произведение поистине удивительное, затягивающее. The Last Guardian — абсолютно непохожая на другие хиты 2016-го игра, и про неё не скажешь, что её вымучивали доброе десятилетие. Рекомендовать творение Уэды всем и каждому не выйдет: оно, как и его предшественники, строго на любителя. Этакий неторопливый артхаус под определённое настроение. Но равных ему, по крайней мере в своей нише, нет.
Достоинства:
- живой, дышащий и чувствующий Хранитель Трику;
- расслабляющий геймплей;
- впечатляющие технологии и неземной красоты картинка;
- прекрасная постановка;
- великолепное музыкальное сопровождение;
- сказочная атмосфера.
Недостатки:
- своенравная камера и неудобное управление;
- игра откровенно затянута;
- технические шероховатости.