Бей бабу! Сомнительный юмор или крутой пиар
10 декабря пользовательница "Фейсбука" Helga Tiger разместила на своей странице фотографию с иллюстрацией, размещённой на столе в московском заведении Bad.Bro.Bar. На картинке — мем ББПЕ: девушка просит у молодого человека вишнёвый "Крик" (это бельгийское сладкое пиво), но вместо напитка получает сильнейший удар кулаком по лицу, да такой, что брызги то ли крови, то ли собственно напитка разлетаются во все стороны.
— #badbrobar был обычным баром на районе, пока на стойке не обнаружили вот это. Дуракам, пропагандирующим насилие, надо давать бой — больше не придём, сходим лучше к Славику, — пишет автор поста.
Позже девушка обновила статус, добавив скриншот переписки с представителями бара. На её слова о том, что данная иллюстрация пропагандирует насилие и неуважение к женщинам и что Helga больше не будет посещать данное заведение, представители Bad Bro Bar ответили: "Слава богу! Феминисток терпеть не можем".
На следующий день Bad.Bro.Bar решил-таки узнать мнение пользователей по поводу иллюстрации, и на странице бара в социальной сети появился пост со скриншотом публикации Helga Tiger и вопросами от представителей бара:
"Друзья! В связи с посланием данной мадам или, может, мадемуазель (как бы не оскорбить её ещё по гендерной принадлежности), у нас возникло 2 вопроса... Как вы считаете, мы действительно разжигаем ненависть и призываем к насилию над женщинами данной картинкой? Основы феминизма (мы просто не в курсе) предполагают оскорбление незнакомых людей и трусливое блокирование профиля нашей менеджерши для невозможности ответить на ветку данной беседы?"
Мнения комментаторов кардинально разделились. Первые резко раскритиковали бар, а некоторые даже потребовали закрыть его:
Денис Нивников: "Шутка у вас действительно получилась не очень. Не настолько, чтобы перестать к вам ходить, но достаточно тупая, чтобы сказать: "Упс!" — и убрать картинку, вместо детских разборок — "Заблокировали и не дали ответить, ой-вэй".
Маша Тамгина: "Да, картинка действительно неприятная и неуважительная. Не нужно быть увлечённым феминистом (дело вообще не в феминизме), достаточно просто видеть рамки, в которых бар может шутить".
Алексей Перелётов: "Картинка — отстой и явно не для стойки бара. Я бы не смог объяснить своей жене, почему я её привёл в место, где такая мерзость красуется на стойке. Впрочем, судя по комментам представителей бара, они ориентируются на совсем других посетителей. Видимо, в довесок к картинке есть огромные чаши семечек и место для сидения на кортанах".
Но нашлись и те, кто не увидел ничего оскорбляющего в такой "шутке":
Виктор Завитаев: "1. Отличный пиар-повод. 2. Вишнёвый "Крик" — это такой напиток? Не знал. 3. Мем известен большинству и воспринимается как безобидный стёб. 4. Однако в единичных случаях (тяжёлое прошлое, избирательное посещение Интернета (почта и аська), без всяких там мемов) может вызвать негодование, как в случае с мадемуазель. Вот для этих единичных случаев и существуют сноски под звёздочкой типа "Мы не стремимся обижать дам, которых избивают, это просто шутка" или "Презерватив не является контрацептивом на абсолютные 100%" или "Зелёнку не пить" и т.д."
Vik Zent: "Картинка? Какая картинка? Ходила, хожу и буду ходить. В баре работают все милые, дружелюбные, готовые помочь самому избалованному пивом клиенту и полному дилетанту. До встречи!"
"Феминисток терпеть не можем!"
Представители бара восприняли возмущение Helga Tiger как реакцию феминистично настроенной девушки. Но дело тут далеко не в этом, о чём Лайфу рассказали сами представительницы феминистического сообщества.
Катерина Ротова, 26 лет: "Насилие над женщинами — это не шутка, особенно для многих женщин, ставших его жертвами. Такие "шутки" ведут к дегуманизации женщин и к тому, что насилие не воспринимается всерьёз. Думаю, если бы там была картинка, где мужчину бьют по яйцам или типа того, это бы не показалось администраторам и клиентам-мужчинам таким смешным".
Елизавета Крылова, 20 лет: "Это более чем оскорбительно. Лишний раз напоминает о проблеме домашнего насилия и может натолкнуть мужчину на мысли, а почему бы и ему так не сделать. Я считаю, что за такое должны привлекать к ответственности владельцев заведения".
Мария Михеева, 20 лет: "Ничего смешного не нахожу в этом. У администратора чувство юмора не очень. Избить женщину за просьбу, за то, что она сказала, — не смешно, а оскорбительно. Где же картинки с избиением мужчины за то, что он дышит?"
Действительно, учитывая российскую статистику по насилию над женщинами, как физическому, так и сексуальному, любые шутки на эту тему будут восприниматься крайне негативно, и оправдания мемами тут вряд ли уместны. Попытка привлечь внимание по принципу "чёрный пиар — это тоже пиар" может выйти боком, особенно для заведения, чья целевая аудитория — молодые мужчины и женщины.
Шоу должно продолжаться
Несмотря на скандал, бар продолжает "дошучивать" в комментариях к посту.
На просьбу Лайфа прокомментировать ситуацию представители бара ответили отказом, однако отметили:
— Эта история, на наш взгляд, не про женщин, а про пиар убеждений, — ответили представители бара с официальной страницы заведения в "Фейсбуке".
В то же время руководители бара заявили агентству "Москва" о готовности заменить табличку на "более понятную".
— От лица бара заявляем, что данная картинка никакого отношению к сексизму не имела и не имеет. Более того, в наш бар приходят семьями и всегда с юмором реагировали на данную картинку. Мы приняли решение её заменить на более понятную определённым категориям наших гостей, — сказал представитель заведения.
Мем ББПЕ как реклама
Мем ББПЕ (Бей бабу по е**** [лицу]) широко известен в Сети. Он появился в 2008 году на имиджборде "Двач". Картинку, на которой мужчина бьёт женщину по лицу после глупого вопроса, пользователи используют как ответ девушкам, которые пришли на форум. Своему появлению мем обязан аналогичной фразе из песни "Гламурная дискотека" группы Nambavan.
Бренд-тактик и CEO Cmyk laboratory Ольга Берек, отметила, что хоть в данном случае мем не является прямой рекламой, так как его не используют в качестве баннера на сайте или в виде билборда, цель его аналогична цели любой рекламы.
— Они добились того, чего хотели: они привлекли внимание, и теперь все знают о существовании этого бара. Каждый бизнесмен и маркетолог решает для себя, что он может использовать для пиара. Сейчас нативная и прямая реклама не работают, а такие резонансные вещи всегда привлекают внимание, — пояснила специалист.
При этом Берек призналась, что сама не стала бы использовать мем ББПЕ.
— Насилия и так слишком много, и размещать такие картинки даже в виде шутки плохо. Это не самая лучшая реклама для бара, но тем не менее она имеет место быть. Я не могу сказать, что в бар резко перестанут ходить, ведь это всё-таки шутка. Не очень хорошая, но шутка. Могли бы быть и гораздо хуже действия и картинки. Люди разные и по-разному очень к этому относятся.
По словам некоторых пользователей Сети, данная реклама пропагандирует антиобщественное поведение. И чтобы это стало понятнее, достаточно знать о последствиях подобного удара в реальном, а не нарисованном мире. Мы решили спросить у хирурга, кандидата медицинских наук, врача Алексея Машинского, какие именно последствия могут быть после удара, подобного тому, что мужчина наносит на изображении в Bad.Bro.Bar:
— Последствия зависят от комплекции мужчины и силы удара, поэтому травмы могут быть как лёгкие, так и самые тяжёлые. Например, от подобного удара в затылок человек может потерять зрение, а от прямого удара в лицо возможны перелом носа, выбитые зубы, сотрясение головного мозга, ушиб мозга. Всё это серьёзные травмы, — заключил врач.
В то же время директор рекламного агентства "Альтикс" Роман Фролин призвал не относиться серьёзно к этому изображению. Как отметил эксперт, мемы — это в первую очередь некие идеи, которые распространяются в Интернете и постоянно изменяют свой первоначальный смысл.
— В данной истории, как это ни странно, подоплёка грамматическая. Владельцы бара хотели подчеркнуть, что вишнёвый "Крик" — это масло масляное, так как пиво "Крик" делается из вишни. Но выбрали вот такой вот неудачный оригинал для своего мема, — добавил Фролин.
По его словам, мемы в большой рекламе стараются не использовать, так как они не всегда понятны широкой аудитории.
— Они более похожи на анекдоты или, если хотите, на фанатские кричалки, а вот в оформлении на страничках социальных сетей брендов они частые гости. А предыдущим мемом, который взорвал российский Интернет, был "Карл". Оригиналом был очень печальный кадр из сериала "Ходячие мертвецы", когда главный герой узнаёт о смерти жены, а его сын Карл стоит и молчит. В результате на несколько месяцев соцсети заполнили мемы на различные темы с этим кадром. И все смеялись, Карл!
Мем под статью подведёт
В Сети сейчас можно найти многочисленные угрозы в адрес Bad.Bro.Bar из-за размещения этого изображения на стойке бара. Представители заведения даже заявили СМИ, что если оскорбления и угрозы от пользователей соцсетей не прекратятся, то руководство бара обратится в полицию и суд. Но они немного не отдают себе отчёт в том, что сами могут попасть под уголовную ответственность. По словам адвоката Гранта Казаряна, действия администрации данного заведения подпадают под статью 282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства":
— При наличии заявлений или обращений в правоохранительные органы о том, что плакаты, размещённые в заведении, унижают человеческое достоинство и призывают к насилию в отношении женщин, органы будут обязаны провести проверку и при наличии состава преступления возбудить уголовное дело. Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок до пяти лет, — отмечает юрист.